Масхадов, Аслан Алиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Аслан-Али Эфендиев ( 1895 , Кашхатау , Терская область — 27 июня 1917 , Средний Бабин , Цислейтания ) — участник Первой мировой войны , двадцатидвухлетний полный Георгиевский кавалер .
В одном из Балкарских аулов Хуламского общества в 1895 году родился Аслан-Али Эфендиев. Когда Аслану было 9 лет, его дед Магомет Юсупович добровольцем ушел на Русско-японскую войну . С того времени пройдет десять лет, и в 1914-м Россия вступит в Первую мировую войну . И теперь уже сын Абдурахмана Магометовича, жившего с семьей в селении Кашхатау, девятнадцатилетний Аслан-Али Эфендиев добровольцем вступит в Кабардинский конный полк , формируемый в Нальчике из кабардинцев и балкарцев , чтобы в составе Кавказской конной дивизии выступить на защиту Отечества от неприятеля.
Всадник Аслан-Али Эфендиев нес службу в 4-й полковой сотне, которой до 2 июля 1915 года — до дня своей гибели — командовал штабс-ротмистр Вальдемар Константинович Соколовский. Он и представлял Эфендиева к его первым боевым наградам. 23 февраля 1915 года командир 2-го кавалерийского корпуса, в состав которого входила и Кавказская конная дивизия, генерал-лейтенант Хан-Нахичеванский в своем наградном приказе № 21 объявил о награждении медалями «За храбрость» 78 всадников Кабардинского конного полка, отличившихся в первых боях в Западной Украине , на земле Галиции . В том приказе сказано и об Аслан-Али Эфендиеве, ставшем с того дня Кавалером Георгиевской медали 4-й степени. А «боевое дело», в котором отличился он и его товарищи по сотне также получивших медали «За храбрость», заключалось в следующем: «Младший урядник Андулах Лиев, младший урядник Кокоз Гелястанов, младший урядник Маша Куважоков, младший урядник Аслан-Али Эфендиев 17 февраля 1915 года у деревни Майдан, будучи в разведке, отбили наступление разведчиков противника, превосходящих численностью, проявив выдающееся самоотвержение и храбрость». Аслан-Алию Абдурахмановичу Эфендиеву доведется почти три года вместе с полком идти по дорогам войны через ожесточенные бои на Австрийском фронте в Галиции, сражаться в Румынии , а затем вновь на земле Западной Украины…
Свой первый Георгиевский крест 4-й ст. Аслан-Али Эфендиев получит за отвагу, проявленную в боях на берегах Днестра в один из майских дней 1915 года, в представлении к награде лаконично говорится о том, что «младший урядник Аслан-Али Эфендиев с явной опасностью для жизни доставил важные сведения о противнике».
Пройдет полтора месяца, и 3 июля у галицийской деревни Шупарки, на днестровском берегу, когда полковым сотням придется вести тяжелый двухдневный бой с неприятелем, Эфендиев заслужит здесь Георгиевский крест 3-й степени за то, что «в бою 3 июля 1915 года под сильным огнём противника установил связь с соседними частями». Георгиевский крест 3-й степени уряднику Аслан-Али Эфендиеву вручит великий князь Кирилл Владимирович, двоюродный брат царя Николая II , который в 1924 году, находясь в эмиграции во Франции, примет титул императора Всероссийского.
С конца мая 1916 года Эфендиев вместе со своим полком примет участие в знаменитом Брусиловском прорыве российских войск на Юго-Западном фронте, когда противнику был нанесен громадный урон в живой силе, захвачены десятки тысяч пленных и враг был отброшен далеко на запад. В тех боях Аслан-Али Абдурахманович заслужит Георгиевский крест 2-й степени.
Сотенный командир и командир Кабардинского полка дважды представляли его к этой награде. Первый раз за то, что младший урядник Эфендиев «29 мая 1916 года у деревни Лужаны, будучи в разведке, захватил неприятельскую заставу», а вторично, когда он «в бою 24 июля 1916 года у деревни Хриновицы, при взятии неприятельской укрепленной позиции примером личной храбрости ободрял своих товарищей и увлекал их за собой, чем способствовал успеху».
Приказом по от 15 сентября 1916 года младший урядник Кабардинского конного полка Аслан-Али Эфендиев был награждён Георгиевским крестом 2-й степени. А в начале декабря 1916 года вместе со своим полком Аслан-Али Абдурахманович станет участником боевых действий на Румынском фронте, в горах Восточных Карпат. И там уже 4 декабря командир сотни Хан Эриванский в своем рапорте командиру полка полковнику Старосельскому будет ходатайствовать «о награждении за боевые отличия» урядника Аслан-Али Эфендиева Георгиевским крестом 1-й степени . Но, как часто бывало на фронте, не каждое представление к кресту или медали обязательно несло за собой награду, так и в тот раз ходатайство о награждении младшего урядника Эфендиева, поддержанное полковым командиром, где-то «застряло» в полковых штабах. В апреле полковник Старосельский направит в вышестоящий штаб общий список урядников Кабардинского полка, представленных к предофицерскому чину юнкера.
Был среди них и старший урядник Аслан-Али Абдурахманович Эфендиев, согласно «представлению» командира полка, происходивший «из селения Кашкатао, Нальчикского округа, Терской области», родившийся в 1895 году. Вероисповедания магометанского . Холост. Грамотен. Зачислен в Кабардинский конный полк в 4-ю сотню 31 августа 1914 года. Имеет награды: медаль «За храбрость» 4-й степени, Георгиевские кресты 4, 3 и 2-й степени. Старший урядник с 22 марта 1917 года. «Был в походах и делах против австро-германцев в 1914—1917 годах. Ранен 2 раза в следующих боях: 18 августа 1916 года у реки Быстрица и 13 декабря 1916 года у высоты Спидоле».
В «наградном листе», подписанном командиром полка полковником Старосельским, говорилось: «Старший урядник Кабардинского конного полка Аслан-Али Абдурахманович Эфендиев представляется в юнкера за то, что во всех боях, в которых участвовал полк, командуя взводом , проявил выдающуюся храбрость, мужество и самоотвержение, ободряя и увлекая в бой товарищей и подчинённых. 18 августа 1916 года на реке Быстрице, несмотря на полученное ранение, оставался в строю, продолжая командовать взводом.
В бою 13 декабря 1916 года у высоты Спидоле, будучи ранен, тоже оставался в строю до конца боя, проявляя выдающуюся храбрость и пренебрежение к опасности.
Порученные ему разведки выполнял с выдающимся пониманием возлагаемой на него задачи, неоднократно пробирался в занятые противником деревни и добывал важные сведения о силах и расположении противника». Представление на старшего урядника Эфендиева командир полка направил в штаб 1-й бригады Кавказской конной дивизии , оттуда оно пошло к комдиву генерал-лейтенанту Багратиону. Завершающей военной инстанцией был штаб Юго-Западного фронта, куда стекались все представления на юнкерские и офицерские чины.
13 июня 1917 года приказом командующего Юго-Западным фронтом генерал-лейтенанта Алексея Евгеньевича Гутора старший урядник Кабардинского конного полка Аслан-Али Абдурахманович Эфендиев «за отличие, проявленное в боях с неприятелем», был награждён чином юнкера. Но, к сожалению, известие об этом пришло в штаб полка слишком поздно…
С 25 июня 1917 года Кабардинский конный полк в составе Кавказской конной дивизии, входившей в 8-ю армию генерала Корнилова , принимал участие в наступлении, развёрнутом российскими войсками в направлении городов Долины, Калуша и Болехова, западнее Станиславова. Войска прорвали оборону противника, успешно продвигаясь вперёд.
В Долинском направлении на 27 июня наши войска продолжали преследовать отступавшего на северо-запад противника, разбитого армией генерала Корнилова… К вечеру наши войска достигли реки Ломницы. Переброшенные после короткого боя передовые части на её левый берег заняли деревни Бирдянки и Бабино…"
В тот день, 27 июня 1917 года, на берегу реки Ломницы, в галицийской деревне Бабино, о которой говорилось в сообщении Ставки, и примет свой последний бой Аслан-Али Эфендиев…
В первой половине дня 27 июня корнет Григорий Александрович Мосолов во главе разъезда из 26 всадников 4-й сотни «при старшем уряднике Эфендиеве» получил задание сотенного командира выйти к реке Ломнице, отыскать брод и провести разведку на левобережье в районе деревни Бабино. Долина реки, куда выдвигался разведывательный разъезд Кабардинского конного полка, находилась под сильным обстрелом противника. Австрийцы , занимая позиции на левом берегу реки и в деревне Бабино, вели с той стороны сильный огонь из винтовок, пулемётов и орудий, чтобы преградить российским частям путь к наступлению.
В той сложной ситуации корнету Григорию Мосолову и уряднику Аслан-Али Эфендиеву необходимо было выполнить приказ командира. И они в тот день до конца исполнили свой воинский долг.
О том, что произошло тогда в деревне Бабино, известно из приказа командира Кавказской конной дивизии генерал-лейтенанта князя Дмитрия Петровича Багратиона , отданного им 3 июля 1917 года:
«… Корнет Мосолов, рассмотрев подступы к реке и рассыпав карьером разъезд в лаву, бросился с Эфендиевым к реке. Противник открыл частый огонь по лихим джигитам , которые, перебравшись, кто вброд, кто вплавь, доскакали до деревни Бабино и, укрепившись за первыми её домами, спешились. Корнет Мосолов со старшим урядником Эфендиевым, всадниками Шуановым и Хаджи-Муратом (Асановым), вызвавшимися охотниками, направились через деревню для разведки неприятельского расположения, разведчики которого убежали из деревни в окопы. Противник усилил ружейный и артиллерийский огонь. При этом герой-храбрец Эфендиев был разорван на части попавшим в него снарядом, корнет Мосолов ранен двумя пулями и контужен, всадник Шуанов ранен. Единственный уцелевший всадник Хаджи-Мурат довёл с подоспевшими всадниками раненых до коноводов. Через некоторое время спешенная сотня Кабардинцев заняла Бабино, куда затем были направлены Дагестанцы и пехота .
Объявляю сердечную благодарность лихому корнету Мосолову и молодцам разведчикам Кабардинского полка. Вечная память Георгиевскому кавалеру 3-х степеней Эфендиеву».
А через два дня в штабе полка стало известно о том, что старший урядник Аслан-Али Эфендиев еще 13 июня приказом командующего Юго-Западным фронтом произведён в чин юнкера. Но Аслан-Али Абдурахманович об этом уже не узнал…
После того драматического боя за деревню Бабино новый командир Кабардинского полка Владимир Давидович Абелов направит в штаб Кавказской конной дивизии представление на двадцатидвухлетнего юнкера Аслан-Али Абдурахмановича Эфендиева, ходатайствуя о его посмертном награждении Георгиевским крестом 1-й степени.
Погиб в бою 27 июня 1917 г. в дер. Бабино под г. Станиславовом на Западной Украине .