Стэнли, Уильям, 6-й граф Дерби
- 1 year ago
- 0
- 0
Стэнли Уильям Хейтер ( англ. Stanley William Hayter ; 27 декабря 1901 , Лондон — 4 мая 1988 , Париж ) — английский живописец, график и теоретик искусства. Основатель парижской школы современной графики Ателье 17 (Atelier 17) .
С. У. Хейтер первоначально (в 1917—1922) изучал в Королевском колледже Лондона химию и геологию. В период с 1922 по 1925 он проводит исследовательские работы по поиску нефти близ Абадана в Иране для . В этот период он создаёт несколько сотен полотен и рисунков, в том числе около 150 портретов сотрудников концессии, а также пейзажи, картины нефтяных разработок, кораблей и т. п. Уже тогда начал проявлять интерес к печатной графике.
В 1925 Хейтер заболевает малярией и возвращается в Англию. В штаб-квартире Англо-Иранской компании была организована выставка его работ, причём практически полотна все были распроданы. После этого Хейтер решает уже профессионально заняться живописью. В 1926 он приезжает в Париж и поступает на учёбу в Академию Жюлиана . Там, под руководством , он изучает технику, применяемую при изготовлении медной гравюры. Совместно они работают над созданием нового искусства информель и декоративной эстетики. Однако создаваемая художниками в этот период абстрактная графика признания у критики не нашла.
Алиса Карр де Креефт, жена скульптора , восхищённая работами Хейтера, побудила его создать собственную школу графики. В 1927, при помощи Хехта, доставшего печатный пресс, Хейтер открывает, близ мастерской Альберто Джакометти , свою Художественную школу экспериментальной графики. В 1933 году, школа переехала на Рю Шампань-Премьер, 17 на Монпарнасе , и впоследствии прославилась как Ателье 17 (Atelier 17)
Начиная с 1929 года Хейтер работает совместно с Андре Массоном , Ивом Танги и другими сюрреалистами . Многократно выставлялся на различных выставках художников-сюрреалистов. Однако после выхода Поля Элюара из сюрреалистского движения, покидает его и Хейтер. Свои печатные графические работы он рассматривает как отдельное, независимое направление в искусстве. Графика, разрабатываемая в его Atelier 17 , оказала заметное влияние на творчество таких мастеров, как Ханс Арп , Хуан Миро , Ив Танги, Альберто Джакометти, Макс Эрнст , , . Среди учеников С. У. Хейтера следует назвать и Пьера Алешинского .
Близкие дружеские и творческие отношения связывали Хейтера и Пикассо . В 1933—1939 они находились в постоянном контакте, обменивались своей графикой и оказывали друг другу техническую помощь. Как и на Пикассо, события Испанской войны оказали на Хейтера тяжёлое впечатление. Написанная им в 1936 картина Combat близка по трагичности к Гернике испанского художника. Несмотря на угрозу ареста и тюремного заключения, Хейтер прятал и кормил в своей мастерской испанских беженцев. С началом Второй мировой войны художник возвращается в Великобританию, где, как и некоторые другие мастера (Дж. Тревельян, Роланд Пенроуз ), зачисляется в отряд, занимающийся военной маскировкой объектов. В 1940 Хейтер уезжает в Нью-Йорк , где преподаёт свои идеи из Atelier 17 в Гринвич-Виллидж и работает совместно с Джексоном Поллоком , Виллем де Кунингом , Марком Ротко , Уильямом Базиотисом , Дэвидом Смитом и др. В 1949 году выходит в свет его книга Новые пути гравюры (New Ways of Gravure) .
В 1950 художник возвращается в Париж. Он вновь преподаёт в Ателье 17 , разрабатывает новые техники глубокой цветной печати. В 1959 году Хейтер принимает участие в международной выставке современного искусства documenta II в немецком городе Кассель . В 1962 выходит его книга по теории графики О печати (About Prints) . В 1966 выходит новое, переработанное издание Новые пути гравюры (New Ways of Gravure) . Обе эти его теоретические работы оказали решающее влияние на развитие графического искусства в послевоенный период в Америке и Европе.