Interested Article - Партош, Эдён

Эдён (Эден) Па́ртош ( венг. Ödön Pártos ; 1 октября 1907 , Будапешт 6 июля 1977 , Тель-Авив ) — венгерский и израильский композитор- классик , альтист и музыкальный педагог. Директор тель-авивской Академии музыки, профессор Тель-Авивского университета , лауреат Премии Израиля (1954).

Биография

Эдён Партош родился в Будапеште в 1907 году. В 1924 году окончил Будапештскую музыкальную академию (класс скрипки — Енё Хубаи , класс композиции — Золтан Кодай ).

С 1924 по 1926 год Партош был концертмейстером симфонического оркестра в Люцерне , в 1926—1927 годах в Будапеште, а с 1927 года — в Берлине (Еврейский культурный центр), где он проживал до 1933 года. С 1927 года Партош также был гастролирующим солистом. После установления в Германии нацистского режима он вернулся в Будапешт, где работал до 1937 года, с перерывом в 1934—1935 годах, когда по приглашению из Советского Союза преподавал в Азербайджанской государственной консерватории ( Баку ), одновременно изучая музыку народов Закавказья.

После сольных европейских гастролей 1937 года Партош был в 1938 году приглашён Брониславом Губерманом в состав Палестинского (впоследствии Израильского) филармонического оркестра . В Израильском филармоническом оркестре Партош провёл почти 20 лет — до 1956 года — в качестве солиста и концертмейстера группы альтов . С 1939 по 1954 год Партош также был членом Иерусалимского струнного квартета и давал гастроли как солист.

С 1932 года Партош, наряду с исполнением, сочинял собственную музыку. Его дебютным произведением стало струнное концертино . Его творческая манера, вначале близкая к венгерскому неофольклоризму Бартока и Кодая, в дальнейшем изменилась под влиянием изучения закавказского, еврейского и ближневосточного музыкального фольклора. Партош стал одним из родоначальников израильской композиторской школы, а за симфоническую фантазию «Эйн-Гев» был удостоен Премии Израиля .

Помимо сочинения музыки и концертной деятельности в Израиле и за его пределами, Партош занимался также преподаванием. В 1951 году он стал директором Музыкальной академии имени Рубина в Тель-Авиве — пост, который он занимал до самой смерти. В 1961 году он получил звание профессора Тель-Авивского университета .

Творчество

Среди наиболее известных произведений Партоша:

  • Скрипичный концерт (1958), написанный для Иегуди Менухина
  • «Арабеска» для гобоя и камерного оркестра, написанная для Хайнца Холлигера
  • Концертная симфония (1962)
  • Четыре альтовых концерта

В 1950-е годы Партош предпринимал попытки освоить арабскую ладовую систему макам , что проявляется, в частности, в «Восточной балладе» для альта, фортепиано и камерного оркестра (1955) и в пьесе «Макамат» для флейты и струнного оркестра (1958), где эта система объединена с додекафоническим строем . В 60-е годы додекафония стала господствующей в его стиле (например, в пьесе 1960 года «Псалмы» для струнного ансамбля), а с середины 60-х годов он пережил увлечение сериализмом , нашедшее отражение в квинтете 1966 года «Туманности». В 70-е годы в творчестве Партоша нашли применение микрохроматика (системы с интервалами менее полутона), кластерные аккорды и алеаторика (случайный компонент в композиции). Партош продолжал писать музыку до середины 70-х годов; одним из последних его произведений стала пьеса для альта 1975 года « Кина ».

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Партош, Эдён