Ковёр-самолёт
- 1 year ago
- 0
- 0
Маулана Ахма́д ибн Муха́ммад ат-Тиджа́ни аль-Магри́би ( араб. أحمد التجاني ; 1735 , , совр. Алжир — 1815 , Фес совр. Марокко ) — суфийский шейх, основатель тариката тиджания .
Ахмад ат-Тиджани родился в 1737 году на юге Алжира. Он происходил из небогатой берберской семьи племени тиджана. В возрасте до 15 лет стал сиротой. Изучал религиозные науки, был связан с хальватитами и другими суфийскими орденами .
В 1781—1782 гг. он начал свою проповедь, утверждая, что он получил «наставление» от самого пророка Мухаммада, который разрешил ему основать свой независимый тарикат. Поселившись в оазисе Абу Смагун, ат-Тиджани приступил к активной проповеди . В 1789 г. он вместе со своими последователи перебрались в Фес, где он жил до самой своей смерти. Там он столкнулся с враждебным отношением населения и других суфийских братств, но сумел закрепиться и построить обитель ( завия ). Оттуда тарикат распространял своё влияние на другие районы Магриба. Ахмад ат-Тиджани назначил своим преемником Али ат-Тамасини, однако после многолетней борьбы братство возглавили два сына ат-Тиджани .
Ахмад Тиджани также запрещал своим последователям давать присягу ( байа ) шейхам других тарикатов, пользоваться их благодатью ( барака ) и заступничеством (шафаат). Взамен он обещал им спасение и своё заступничество в день Страшного суда ( киямат ) .
Ахмад ат-Тиджани не требовал от них аскетизма и уединений, ввёл тихий зикр, считал недопустимым посещение ( зиярат ) «святых мест» других суфийских шейхов и тарикатов. Во взглядах ат-Тиджани заметно сильное влияние других суфийских мыслителей (Ибн аль-Араби и др.). Он объявил себя «верховным полюсом» ( кутб ) и «печатью Мухаммадовой святости» ( хатм аль-вилая аль-Мухаммадия ). Ахмад ат-Тиджани присвоил себе абсолютную непогрешимость, что было недопустимо с точки зрения ортодоксального суннитского ислама . Он отказывался от цепи духовной преемственности ( силсила ), утверждая, что своё учение и молитвы ( вирд ) он получил непосредственно от пророка Мухаммада. Члены тариката считали себя избранными и противопоставляли себя остальным мусульманам, что также вызывало резкую критику со стороны представителей других направлений ислама .