«Культ ведьм в Западной Европе»
(
англ.
The Witch-Cult in Western Europe
) — книга по
антропологии
, написанная британской учёной рубежа XIX-XX вв.
Маргарет Мюррей
. Впервые опубликована в 1921 году, в разгар успеха другого тематического труда — «
Золотой ветви
»
Д.Д. Фрейзера
. После выхода книги академические круги некоторых университетов отмечали Мюррей как выдающегося эксперта по тематике
колдовства
в Западной Европе, однако со временем её теории были раскритикованы и признаны не состоятельными. Тем не менее, в период с 1929 по 1968 годы Мюррей была нанята для написания статьи «Колдовство» в последующих выпусках
Британской энциклопедии
.
В этой книге и своей последующей, «Бог ведьм» (
англ.
The God of the Witches
, 1931), Мюррей объясняла свои основополагающие утверждения:
До XVII века существовала некая проторелигия, гораздо более древняя, чем
христианство
, имевшая по всей Западной Европе сторонников как среди простых людей, так и среди представителей господствующих классов.
Центральным божеством этого культа являлся двуликий
рогатый бог
, известный римлянам как
Янус
(Дианус) (культ этого бога Джеймс Фрейзер подробно описал в своей книге «
Золотая ветвь
»).
В миру рогатого бога представляли избранные люди. Среди них были такие знаменитости, как
Вильгельм II
,
Томас Бекет
,
Жанна д'Арк
и
Жиль де Рэ
. Каждый из них умер трагической смертью, что символизировало ритуальное
жертвоприношение
, имевшее целью гарантировать очередное перерождение бога.
Cобрания ведьм,
ковены
, возглавлял верховный
жрец
в соответствующем облачении, изображающий рогатого бога. Христиане, наблюдавшие за такими собраниями, решали, что ведьмы поклонялись
дьяволу
, тогда как на самом деле они прославляли языческого бога Януса.
Сохранение этой древней религии было поручено множеству коренных народов, представители которых исторически имели небольшой рост, и которых с очередными гонениями выдворяли с земель их исконного расселения. Это породило истории о
феях
,
гномах
и прочих подобных существах. Они всегда вели крайне скрытно, но смогли передать свои знания простым людям.
Ведьмы
были их ученицами и, таким образом, наследниками древней религии.
Шабаши
на местах состояли из тринадцати членов: двенадцати обычных мужчин/женщин и возглавлявшего процесс жреца («офицера»). Все посвящённые должны были проводить еженедельные собрания (названные Мюррей «эсбатами»), а также время от времени были обязаны посещать более масштабные шабаши.
В ковенах была строгая дисциплина, и тот, кто пропускал собрание, мог быть сурово наказан, а иногда даже и казнён.
Организация и структура всего культа были настолько хороши, что высшим христианским лицам пришлось выжидать вплоть до времён
Реформации
, прежде чем широко заявить о скрытой религии. Таким образом, масштабные гонения на ведьм представляли из себя атаку христианства на древнего могущественного соперника.
Ранние источники
Гипотезе Мюррей о культе ведьм предшествовала аналогичная идея, выдвинутая немецким профессором Карлом Эрнстом Ярке
(
)
в 1828 году. Ярке утверждал, что жертвами процессов над ведьмами раннего Нового времени были не безвинные люди, охваченные моральной паникой, а члены ранее неизвестного древнего европейского языческого культа, они подвергались гонениям со стороны
христианской церкви
как нежелательные соперники и, наконец, были загнаны в подполье, где культ уцелел до тех пор, пока не была раскрыт в признаниях обвиняемых в колдовстве. Позже эту идею поддержали также немецкий историк Франц Йозеф Моне и французский историк
Жюль Мишле
. В конце XIX века вариации гипотезы культа ведьм были приняты двумя американцами, Матильдой Джослин Гейдж
(
)
и
Чарльзом Лиландом
, последний продвигал свои идеи в своей книге «
Арадия, или Евангелие ведьм
» (1899)
.