Interested Article - Великий бог Пан (книга)

«Великий бог Пан» ( англ. The Great God Pan ) — повесть ужасов британского писателя Артура Мейчена , опубликованная в 1890 году.

История публикации

«Великий бог Пан» — дебют Мейчена в художественной прозе, до этого вынужденного заниматься лишь литературным переводом. Для второго издания, состоявшегося в 1894 году, автор отредактировал и расширил своё произведение. Именно в таком виде текст произведения становится классическим. Вторым изданием книга вышла в издательстве Джона Лейна, специализировавшемся на выпуске декадентской литературы. Обложку книги оформил художник Обри Бердслей . Русский перевод Альберта Егазарова издан в 2002 году.

Сюжет книги

Сюжет книги — фантастическая история, основанная на материалах ирландского фольклора. Учёный-экспериментатор доктор Реймонд решает произвести рискованный опыт на человеке. Он предполагает, что нашёл способ хирургическим путём расширить способность восприятия человеком реальности. В результате проведённой им операции на мозге одной деревенской девушки по имени Мэри, она, после короткого мига приобщения к вероятной скрытой от обычных людей «реальности» лишается рассудка и впадает в идиотизм. Учёный описывает своему спутнику-наблюдателю приобщение своей подопытной к реальности как лицезрение языческого бога Пана , персонификацию сил природы во всем их многообразии и могуществе.

Действие книги переносится на много лет вперёд. Присутствовавший при вышеописанном эксперименте джентльмен, мистер Кларк, постоянно проживающий в Лондоне и не чуждый интереса к мистике, получает из разных источников сведения о вращающейся в высшем обществе некоей даме, прекрасной, но пугающей Элен Воген, доводящей многих общающихся с ней людей до безумия и самоубийства. Постепенно Кларк приходит к выводу о наличии связи между давним экспериментом своего друга-врача и нынешними трагедиями в столице…

Художественные особенности

«Великий бог Пан» принадлежит к литературе рубежа XIX и XX вв. ( fin de siècle ), тяготевшей к фантастике с мистическим налётом. На повести лежит отпечаток неоромантизма и эстетизма .

Мейчен затрагивает и оригинально раскрывает характерные для литературы декаданса темы запретной науки, сверхчувственного и оргиастического опыта, эволюционной дегенерации. Типичен для декадентской литературы и мотив « роковой женщины », утрированный автором до степени женоненавистничества, в то же время Мейчен нестандартно раскрывает этот культурный архетип. Образ Элен Воген плавно развивает сложившуюся на протяжении XIX века традицию носительниц губительной для героя любви ( вампирши в произведениях Гёте, Кольдриджа, Китса, Ле Фаню), но при этом за мельком показываемым фасадом роковой женщины кроется ранимая жертва сил куда более страшных и могущественных, чем герои-мужчины в состоянии себе представить.

По мнению отдельных литературных критиков, из-за тяготения автора к эстетизму многочисленные фантастические и мистические элементы сюжета воспринимаются скорее как декоративные, чем смыслообразующие.

Реакция публики и критики

Интерес автора к запретным для викторианской эпохи темам, включая его намёки на сексуальные девиации , создал этой повести скандальную репутацию. Пуритански настроенных критиков возмутили неомифологические и неоязыческие мотивы, умело вплетённые в ткань повести.

После восторженного отзыва Лавкрафта (в статье « Сверхъестественный ужас в литературе ») повесть Мейчена стала восприниматься как классика литературы ужасов . Стивен Кинг назвал повесть Мейчена лучшей историей ужасов на английском языке .

Примечания

  1. . Дата обращения: 18 марта 2016. 11 марта 2016 года.

Литература

  • Alesha Claveria. The Great God Pan/Brown . Shared Origins and Theme of a Victorian Horror Classic and Eugene O'Neill's Masked Play (англ.) // The Eugene O'Neill Review. — Penn State University Press, 2015. — Vol. 36 , no. 2 . — P. 212—225 . — doi : . .
  • Sophie Mantrant. ] (англ.) // Cahiers victoriens et édouardiens. — Montpellier: Université Paul Valéry, Centre d'études et de recherches victoriennes et édouardiennes, 2014. — Iss. Paganism and Christianity : Differences and Affinities , no. 80 . .
  • Sondeep Kandola. (англ.) // English Literature in Transition, 1880-1920. — 2013. — Vol. 56 , no. 4 . — P. 497—518 .
  • Mark De Cicco. More Than Human. The Queer Occult Explorer of the Fin-de-Siècle (англ.) // Journal of the Fantastic in the Arts. — International Association for the Fantastic in the Arts, 2012. — Vol. 23, no. 1 (84) . — P. 4—24 . — JSTOR . .
  • Wesley D. Sweetser. (англ.) // English Literature in Transition, 1880-1920. — 1964. — Vol. 7 , no. 1 . — P. 38—41 .
  • Aaron Worth. Arthur Machen and the Horrors of Deep History (англ.) // Victorian Literature and Culture. — 2012. — Мар ( vol. 40 , no. 1 ). — P. 215—227 . — doi : . .

Ссылки

Источник —

Same as Великий бог Пан (книга)