Йигли, Сьюзан
- 1 year ago
- 0
- 0
Йиг ( англ. Yig ) — древний бог в произведениях американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта и последователей « Мифов Ктулху ». Впервые появился в рассказе « Проклятие Йига » (1928), написанном в соавторстве с Зилией Бишоп и почти полностью переписанном Лавкрафтом. Йиг часто упоминается в повести « Курган » (1930), также написанном с Зелией Бишоп. После Йиг упоминается в повести « Шепчущий во тьме » (1930) и рассказах « Электрический палач » (1929), и « Вне времени » (1933). Лавкрафт упоминает Йига всего несколько раз и очень мало сообщает о нем.
Йиг, «Отец Змей», «Змеедьявол» ( англ. Father of snakes, Snake-Devil) — полуантропоморфное божество, в виде человека-змея или гигантского змея с крыльями как у летучей мыши. Ему поклоняются в Центральной Америке и западе США . Йиг яростно защищает змей и наказывает любого, кто посмел причинить им вред. Посылает приспешников-змей, своих детей, чтобы уничтожить врагов и обратить их в змей. Индейцы проводят ритуалы, чтобы умилостивить Йига. Для индейцев Йиг считается «плохой магией», а «проклятье Йига» превращает человека в змеелюдей . Индейцам известно заклинание защищающее от проклятия Йига.
В рассказе « Проклятие Йига » Лавкрафт так описывает Йига:
Йиг, бог-змей племен центральных равнин — предположительно первичный источник южных легенд о Кецалькоатле или Кукулкане — странный, частично антропоморфный демон чрезвычайно произвольной и непостоянной природы. Йиг наполовину человекообразный отец змей, является жуткой, пугающей фигурой в центральной Оклахоме . Йиг не являлся абсолютным злом и обыкновенно был весьма расположен к тем, кто выполнял обряды в честь его и его детей — змей. Но осенью, когда созревает урожай кукурузы, он становился необычно прожорливым, и его можно задобрить лишь посредством особых ритуалов. Вот почему тамтамы в областях Поуни, Вичита и Каддо неделями не прекращали рокотать в августе, сентябре и октябре, и вот почему шаманы издавали странные шумы с помощью трещоток и свистков, весьма похожих на те, что использовали ацтеки и майя . Ужасные тайные истории намекали на месть Йига тем смертным, что глумились над змеями или причиняли ущерб его извивающемуся народу.
В повести « Курган » жители подземного города К’нан проводят ритуалы Йигу наряду с внеземными божествами. В культе служат жрецы Йига. Ритуалы Йига особенно отвратительны :
Храмы, воздвигнутые в честь Великого Ктулху, которого древние представляли в образе головоногого чудовища, были самыми богатыми зданиями в К’нан. По обилию золота и серебра им почти не уступали загадочным святилищам Йига, прародителя жизни, как символ Отца Змея.
В рассказе « Электрический палач », написанном вместе с Адольфом Де Кастро, Лавкрафт упоминает индейских божеств, но Йига ставит в ряд с внеземными божествами.
В повести « Шепчущий во тьме » Лавкрафт упоминает Йига и прочих внеземных божеств, которые описаны в « Некрономиконе ».
В рассказе « Вне времени » Лавкрафт упоминает Йига среди внеземных божеств.
В повести « Курган » Лавкрафт описывает культ Йига ( англ. Cult of Yig), что распространен в подземном городе К’нан. Возможно, культ был и в мире Йот, где обитала раса людей-ящеров. Княне проводят ритуалы Йигу наряду с внеземными божествами.
Йиг упоминается якобы включенным в мифологию индейцев , наряду с мезоамериканским божеством Кецалькоатлем , которого называют «оперённый змей», чьи корни в « Культе Змей» в мезоамерике уходят в глубокую древность. Кецалькоатлю противостоит Тирава, которого называют «Наш Отец наверху» (также упоминается Лавкрафтом). Однако, Йиг упоминается наряду с Кецалькоатлем и, вероятно, является его более древним прототипом.
В мифологии Древнего Египта змей Апоп опоясывает мир кольцом, изображающийся как василиск и дракон, который может быть прообразом Йига.
В фольклоре разных народов образ змеи часто связан с магией и проклятием.
Роберт Говард описывает стигийского бога-змея Сета в цикле о Конане , а также с Великого Змея, которому поклоняются змеелюди Валусии из цикла о Кулле . Некоторые авторы идентифицируют Сета как отца Йига. Лавкрафт не упоминал змеелюдей в своем творчестве, но ссылался на змеелюдей Валусии из творчества Роберта Говарда.
Август Дерлет упоминает Йига в романе « Затаившийся у порога ».
Дональд Тайсон в повести «Некрономикон. Странствия Абдула Аль Хазреда» пишет:
Змея не является коренным жителем нашей Земли, но была принесена сюда из звездных пространств Йигом перед пробуждением нашей расы, как существо для развлечения и разнообразия и как напоминание о мире, где он вырос, поскольку форма змеи — это форма этого бога, его истинная форма, поскольку он иногда ходит в виде человека с головой змеи, но это — только облик который он принимает для общения с людьми. В своей подлинной форме он ползает на животе и не имеет конечностей…
Уолтер С. ДеБилл мл. добавляет своих божеств в «Мифы Ктулху». Он пишет, что Йит отец Айига и супруг Йидры. Несмотря на то, что Йиг быстро приходит в ярость, ему также легко угодить, пока его дети, змеи, не причиняют вреда.
Энн К. Швадер связывает Йига родством с змееподобным божеством Коатликуэ в рассказе «Трещетка и ей улыбка», где сказано, что у Йига мало храмов, часто ему поклоняются на лесной поляне, в кругу стоячих камней или в устье пещеры.
Майкл Дзесински создает божество Маппо но Рюджин, как мать Йига.
Йиг появляется в настольной игре Dungeons & Dragons от Arcanis. Йигу когда-то поклонялась Ссетрегорская империя, существа ящерицы и змееподобные существа. Здесь Йиг является женским божеством.
Йиг появляется в настольной игре « Ужас Аркхема » от Fantasy Flight Games Йиг является одним из Древних, который появляясь вместе с Древними, такими как Ктулху и Ньярлатхотеп.
Йиг появляется в настольной игре Pathfinder Roleplaying Game .
Алан Мур описывает Йига в комиксах «Обитающий во тьме и другие гротескные видения # 1».
Рок-группа GWAR упоминает Йига как героя песни под названием «Horror of Yig» из альбома «Scumdogs of the Universe».
Рок группа The Darkest of the Hillside Thickets, известная своими отсылками к Лавкрафту, упоминает Йига в песне под названием «Yig Snake Daddy».