Interested Article - Дессау, Пауль

Пауль Дессау ( нем. Paul Dessau ; 19 декабря 1894 , Гамбург , — 28 июня 1979 , Берлин ) — немецкий композитор и дирижёр .

Биография

Пауль Дессау родился в музыкальной семье: музыкантами были его дед и прадед по отцовской линии, дядя, Бернхард Дессау , был скрипачом и композитором; отец — рабочий табачной фабрики был певцом-любителем. Сам Пауль в 6 лет начал заниматься игрой на скрипке и уже в детском возрасте выступал в концертах, в 1908 году, 14 лет, дал свой первый сольный концерт .

В 1910—1912 годах Дессау учился в Берлине в Консерватории Клиндворта-Шарвенки, сначала по классу скрипки , однако вскоре педагог нашёл, что его руки для скрипки не годятся; в дальнейшем брал частные уроки игры на фортепиано и композиции . С 1912 года был концертмейстером-репетитором оркестра и ассистентом главного дирижёра в оперном театре в Гамбурге , где ему довелось сотрудничать с Феликсом Вайнгартнером и Артуром Никишем .

В 1915 году Дессау был призван в действующую армию, воевал на Западном фронте — во Франции, позже служил в военном оркестре пехотного полка в Шлезвиге . После демобилизации в 1918 году вернулся в Гамбург, где писал музыку к пьесам Эриха Цигеля . В дальнейшем Дессау работал в качестве коррепетитора и дирижёра в различных оперных и драматических театрах; в 1919—1923 годах был концертмейстером и капельмейстером в Кёльне у Отто Клемперера , затем в Майнце , с 1925 года в Берлине был первым капельмейстером при Бруно Вальтере в Городской опере . С середины 20-х годов Дессау всё чаще выступал как композитор: в 1925 году он получил премию издательства музыкальной литературы за Концертино для скрипки, в 1927 году в Праге с успехом была исполнена его Первая симфония, под управлением Г. Штайнберга . С 1928 года Дессау руководил камерным оркестром кинотеатра «Альгамбра» на Курфюрстендамм в Берлине, в том же году дебютировал как кинокомпозитор . В конце 20-х годов написал музыку к ряду мультфильмов Уолта Диснея .

В 1920-е годы Пауль Дессау написал музыку для фильмов «Бури над Монбланом», «Белое безумие», «Приключения в Энгадине», «SOS Айсберг» и «Эй, северный полюс!» немецкого режиссёра, основателя жанра горного фильма Арнольда Фанка .

После 1933 года

После прихода нацистов к власти в 1933 году Дессау был вынужден эмигрировать; до 1939 года жил в Париже , сотрудничал с Эрнстом Бушем , писал песни, посвящённые республиканской Испании и французскому Народному фронту, в том числе на стихи Бертольта Брехта — «Колонну Тельмана» и «Боевую песнь черных капоров» на текст из пьесы « Святая Иоанна скотобоен » . В этот же период написал ряд сочинений, посвящённых иудаизму , в том числе ораторию «Хаггада» ( Haggada ) в 1936 году . Выступил соавтором музыки к фильму Алексея Грановского « Тарас Бульба », вышедшего в том же году. В Париже Дессау познакомился с Рене Лейбовицем и с его помощью освоил 12-тоновую систему Арнольда Шёнберга .

В 1939 году, после начала Второй мировой войны , Дессау поселился в Соединённых Штатах , где сотрудничал с известными режиссёрами, в том числе с Уолтом Диснем и Альфредом Хичкоком , преподавал в музыкальных школах . В 1942 году состоялось личное знакомство Дессау с Брехтом и началось их многолетнее сотрудничество .

В Восточном Берлине

По возвращении в 1948 году в Германию Дессау поселился в восточном секторе Берлина и принял активное участие в деятельности созданного Брехтом театра « Берлинер ансамбль », написал музыку к ряду спектаклей по пьесам Брехта, в том числе « Мамаша Кураж и её дети » (1946—1949), « Добрый человек из Сычуани » (1947), « Господин Пунтила и его слуга Матти » (1949), « Кавказский меловой круг » (1954). На сюжеты Брехта были написаны и первые оперы Дессау — «Осуждение Лукулла» (1949) и «Пунтила» (1960) , а также незавершённая «Святая Иоанна скотобоен» — в общей сложности он написал на тексты Брехта около 50 сочинений различных жанров .

Педагогическая деятельность Дессау, его стремление пробудить интерес к нетрадиционной музыке привело его к конфликту с культурной политикой СЕПГ : в 1951 году, как и другой композитор «Берлинер ансамбль», Ханс Эйслер , а в конечном счёте и сам Брехт, он был обвинён в «формализме» . В частности, была предпринята попытка запретить постановку «Осуждения Лукулла» в Немецкой государственной опере по подозрению в «формализме» . Брехт добился закрытого просмотра — «для отвестственных работников и художников»; просмотр, на который пришли президент ГДР Вильгельм Пик и премьер-министр Отто Гротеволь , состоялся 17 мая 1951 года — в тот самый день, когда было принято постановление ЦК СЕПГ «Борьба против формализма в искусстве и литературе, за прогрессивную немецкую культуру» . Однако спектакль, поставленный дирижёром Германом Шерхеном и режиссёром Вольфгангом Фёлькером, произвёл сильное впечатление на присутствовавших; в ходе состоявшегося неделю спустя обсуждения Гротеволь дал указания по доработке оперы, но постановку разрешил .

С 1952 года Дессау был членом, а с 1959 года — вице-президентом Академии искусств ГДР ; с конца 50-х годов он был профессором Восточно-Берлинского музыкального института . Трижды — в 1953, 1956, 1965 годах — удостаивался Национальной премии ГДР .

Частная жизнь

Первой женой Пауля Дессау была Гудрун Кабиш; заключённый в 1924 году, брак распался в 1936-м. От Гудрун Кабиш Дессау имел двоих детей .

Его второй женой была многолетняя сотрудница Брехта писательница Элизабет Гауптман .

В третий раз Дессау женился в 1954 году — на театральном режиссёре и хореографе Рут Бергхауз; в 1971—1977 годах она была интендантом театра «Берлинер ансамбль» .

Творчество

Пауль Дессау работал в самых разнообразных жанрах, — помимо музыки к кинофильмам и театральным постановкам, он писал симфоническую и камерную музыку, оперы, хоры и оратории, песни — преимущественно для Эрнста Буша . Композиции 20-х годов были отмечены чертами неоклассицима и фольклорными элементами; во второй половине 30-х годов в ряде сочинений Дессау применял свободно трактованную 12-тоновую технику, в частности в пяти «Двенадцатитоновых попытках» для фортепиано, «Мольбе о прощении» на стихи Ф. Гёльдерлина (1937), «Гернике» (1938) .

Сочинения

Оперы

  • Джудитта ( Giuditta , 1910—1912, не завершена)
  • «Осуждение Лукулла» ( Das Verurteilung des Lukullus , 1949, на основе радиопьесы Б. Брехта «Допрос Лукулла»)
  • «Пунтила» ( Puntila , 1960, по пьесе Б. Брехта « Господин Пунтила и его слуга Матти »)
  • «Святая Иоанна скотобоен» ( Die heilige Johanna der Schlachthöfe , 1961, по пьесе Б. Брехта, не завершена)
  • «Ланцелот» ( Lanzelot , 1969, опера-сказка по пьесе Е. Шварца «Дракон»)
  • «Лило Херманн, студентка из Штутгарта» (мелодрама на текст Ф. Вольфа , 1953)
  • «Эйнштейн» ( Einstein , 1969—1972)

Оратории

  • «Хаггада» ( Haggada , на еврейский текст, 1936)
  • «Немецкое несчастье» ( Deutsches Miserere , 1947)

Кантаты

  • «Хернбургский отчёт» (на стихи Б. Брехта, 1951)
  • «Выращивание проса» (для баритона , хора и оркестра, 1952)
  • «Еврейская хроника» (на текст И. Герлаха; совместно с Б. Блахером, К. А. Хартманом, X. Хенце и Р. Вагнером-Регени),
  • «Реквием памяти Лумумбы »

Оркестровые сочинения

  • Две симфонии (1926, 1964)
  • Памяти Брехта 1957)
  • Вариации на тему Баха (1964)
  • Оркестровая музыка [№ 1] (1955)
  • Оркестровая музыка № 2 «Meer der Stürme» / «Море в бурю» (1967)
  • Оркестровая музыка № 3 «Lenin» (mit dem Schlusschor «Grabschrift für Lenin») (1969)
  • Оркестровая музыка № 4 (1973)

Камерная музыка

  • Концертино для скрипки, флейты, кларнета и рожка (1924)
  • 7 скрипичных квартетов
  • «Двенадцатитоновые попытки» (5 пьес для фортепиано, 1937)

Примечания

  1. Нестьев И. В. Дессау П. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1975. — Т. 2 .
  2. Римский Л. . Музыкальный словарь . Belcanto. Дата обращения: 15 декабря 2012. 18 января 2013 года.
  3. Пауль Дессау // 100 композиторов XX века (перевод с немецкого). — Урал LTD, 1999. — С. 62 . — ISBN 5-8029-0084-9 .
  4. . CineGraph — Lexikon zum deutschsprachigen Film. Дата обращения: 15 декабря 2012. 16 июля 2012 года.
  5. Шлегель Х.-Й. Блуждающий Голубой свет, или Странная встреча Белы Балажа и Лени Рифеншталь. Перевод с немецкого Полины Ореховой // Киноведческие записки : Журнал. — 2012. — № 100 . — С. 381 . — ISSN .
  6. Пауль Дессау // 100 композиторов XX века (перевод с немецкого). — Урал LTD, 1999. — С. 63 . — ISBN 5-8029-0084-9 .
  7. Bernd-Rainer Barth, Andreas Kölling. // Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. — Вып. 1 . — ISBN 978-3-86153-561-4 . . 29 сентября 2013 года.
  8. Шумахер Э. Жизнь Брехта = Leben Brechts. — М. : Радуга, 1988. — С. 226—228. — ISBN 5-05-002298-3 .
  9. (нем.) . Berliner Ensemble (официальный сайт). Дата обращения: 19 ноября 2012. Архивировано из 13 сентября 2013 года.

Литература

  • Fritz Hennenberg. Dessau — Brecht. Musikalische Arbeiten . — Berlin: Henschel, 1963.
  • Fritz Hennenberg. Paul Dessau. Eine Biographie. — Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1965.
  • Fritz Hennenberg. Paul Dessau für sie porträtiert. — Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1974.
  • Klaus Angermann. Paul Dessau — Von Geschichte gezeichnet. — Symposion Paul Dessau Hamburg 1994. — Hofheim: Wolke, 1995.

Ссылки

Источник —

Same as Дессау, Пауль