Касдаглис, Дионисиос
- 1 year ago
- 0
- 0
Дионисиос Лаврангас ( греч. Διονύσιος Λαυράγκας ; 17 октября 1860 , Аргостолион — 18 июля 1941 ) — греческий композитор, дирижёр и музыкальный педагог. Один из поздних представителей .
В детстве получил огромное впечатление от гастролей на своих родных островах итальянских оперных трупп и начал заниматься музыкой. Игре на скрипке учился у некого Надзаро или Ладзаро Серао, а на гармони — у Оливьеро и Дзаниса-Метаксаса. Продолжил обучение в Неаполе (с 1878 или с 1882 года ) — сначала частным образом, затем в консерватории Сан-Петро в Маэлла. Там он брал уроки по фортепиано , гармони, контрапункту и композиции. Примерно в 1885 г. уехал в Париж ; около трех месяцев учился у Лео Делиба , а затем у Жюля Массне , Теодора Дюбуа ( гармонь ) и Сезара Франка (орган). Во время учёбы иногда приезжал на родную Кефалинию и там дирижировал, даже основал хор ( 1889 ), а закончив обучение, связал свою судьбу с французской путешествующей оперой. Был и дирижёром, и скрипачом, и пианистом; гастролировал; работал оперным дирижёром в Турине и Венеции . В 1890 году в Неаполе была представлена его первая опера «Elda di Vorn», написанная примерно в 1886 году . Тогда же он написал и две итальянские оперы, «Galatea» («Галатея», около 1887 ) и «La vita è un sogno» («Жизнь — это сон», 1891 , по знаменитой пьесе Кальдерона ). Эти его произведения не сохранились, кроме (частично) оперы «Жизнь — это сон»: её последний акт композитор переделал на одноактную оперу «Колдунья» («Μάγισσα»), поставленную в Афинах 8 октября 1901 , а в 1939 была выполнена сюита из музыки оперы «Жизнь — это сон».
Наконец Лаврангас вернулся в Грецию ( 1894 ), поселился в Афинах и возглавил Филармоническое общество. В 1896 году на торжествах I Олимпийских игр было выполнено его большое произведение для солистов, хора и оркестра «Пятиборье» («Πένταθλον»). Затем, вместе с дирижёром Лудовикосом Спинеллисом он основал бродячую оперную труппу (Ελληνικό Μελόδραμα), которая начала деятельность в 1900 г. спектаклем «Богема» Джакомо Пуччини . С 1899 по 1935 год он самоотверженно работал в этой труппе, выполняя функции интенданта , дирижера , режиссёра , за это время было поставлено 13 греческих и 38 итальянских и других зарубежных опер. Труппа пела и в Афинах, и в провинциальной Греции, и за рубежом ( Стамбул , Одесса , города Румынии, Смирна , Александрия , Каир и др.). Труд Лаврангаса с этим коллективом очень способствовал становлению национальной оперы в Греции.
Лаврангас был среди первых греческих композиторов, которые всерьез обратились к чисто инструментальной музыке: по крайней мере его первая оркестровая сюита была опубликована ещё до 1904 года (вторая — в 1923 ). Для оркестра написаны также его «Религиозные впечатления» ( 1920 ) и Восточная (или Греческая) увертюра, Наваррская хота т.д. Он широко использовал греческие народные мотивы в своих произведениях, но их яркая инструментальность, которая несколько компенсировала несложность гармонии и разработки, была преимущественно заимствованием у таких французских мастеров, как Жорж Бизе и Делиб. Композитор хорошо усвоил (и во время обучения, и во время юношеских странствий-гастролей) приемы не только французской, но и итальянской оперной музыки, как в мелодичном аспекте, так и в чисто драматургическом: влияние Пуччини исследователи наблюдают в сцене самосожжения в его лучшей опере «Дидона» («Διδώ», 1909 ), а его поздняя комедия «Факанапас» («Φακανάπας», 1935 , представлена посмертно в 1950 ) обозначена чертами Джоаккино Россини .
Он также отдал должное жанру оперетты и является автором музыки к первому греческому звуковому фильму «Ο αγαπητικός τής βοσκόπουλας» («Любовник чередничикы», премьера в Афинах 25 января 1932 ).
Как музыкальный педагог Лаврангас преподавал в Афинской консерватории (фортепиано, гармонию и хоровое пение) и в Пирейской ( 1905 — 1910 ); возглавлял в Греческой консерватории оперную студию ( 1919 — 1924 ), а в Национальной консерватории преподавал сольфеджио и чтение с листа ( 1926 — 1934 ). Среди учеников — Андреас Незеритис . Он опубликовал учебник по игре на гармони ( 1903 ), пособие по чтению партитур ( 1912 ) и справочник по музыкальному искусству ( 1937 ); примерно с 1900 года заведовал музыкальным отделом издательства «Фексис», печатался в периодических изданиях (музыкальная критика), а также является автором уже упоминавшихся мемуаров («Τ'απομνημονεύματα μου», 1937 или 1940 ); целом же относился к своим рукописям небрежно, оставлял их где попало, и многие из них потерялись, а некоторые, видимо, погибли во время землетрясения на Ионических островах в 1953 г.
Лаврангаса считают одним из создателей современного греческого музыкального стиля (особенно отмечается его роль в становлении национальной оперы; в области собственно композиции он несколько уступает Каломирису ). Многолетняя исполнительская, творческая, административная и педагогическая деятельность Лаврангаса очень помогла развитию греческого музыкального искусства , созданию отечественного репертуара, подготовке музыкальных кадров и вообще возникновению плотной атмосферы музыкальной жизни в стране. Он был награждён Золотым крестом ордена Георга I (см. ) и Национальной премией в области искусств и литературы ( 1919 ), но умер одиноким и забытым.
Также фортепианные, скрипичные и другие инструментальные и ансамблевые сочинения, хоры, песни.