Interested Article - Рекеев, Алексей Васильевич
- 2020-04-21
- 1
Реке́ев Алексе́й Васи́льевич ( чуваш. Рекей Лекçейĕ ; 1848, Кошки-Новотимбаево , Буинский уезд , Симбирская губерния — 1932, Байглычево , Яльчикский район , Чувашская АССР ) — чувашский просветитель, церковный и общественный деятель, священник, миссионер, этнограф, педагог и переводчик, один из основоположников новой чувашской письменности и литературы .
Происхождение, учёба
Рекеев родился в многодетной крестьянской семье в селе Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (в один год и в одном селе с «патриархом чувашей » И. Я. Яковлевым ), «сын крестьянина из чуваш ». Владел чувашским и татарским языками. Учился в Бурундукском удельном училище.
С детских лет Рекеев испытывал сильную тягу к знаниям. 28 октября (9 ноября) 1868 г., преодолев пешком более семидесяти километров, он прибыл в Симбирск на ученье, остановившись на частной квартире своего односельчанина и товарища — ученика Симбирской классической гимназии И. Яковлева . Этот день считается днём основания Симбирской чувашской учительской школы (первой национальной школы в истории чувашского народа ), а А. Рекеев — её первым (одним из трёх) учеником и первым учеником И. Яковлева .
До 1870 г. А. Рекеев учился в Симбирском уездном училище, затем — на двухгодичных педагогических курсах, которые окончил 20 июня (2 июля) 1872 г.
Учительская и переводческая деятельность
20 августа (1 сентября) 1872 г., по распоряжению директора народных училищ Симбирской губернии , А. Рекеев был назначен учителем Среднетимерсянского (Средне-Темерсянского) начального сельского училища Симбирского уезда Симбирской губернии . 30 сентября (12 октября) 1874 г., по распоряжению попечителя Казанского учебного округа, он был определён учителем начальной чувашской школы при Казанской учительской семинарии, где работал под непосредственным руководством выдающегося русского миссионера и просветителя Н. Ильминского .
Под руководством И. Яковлева А. Рекеев участвовал в переводе Евангелия , Псалтыря , Апостола, Священной Истории и ряда богослужебных книг, составлении нового чувашского алфавита и первых букварей, организации первых съездов чувашских учителей. По словам И. Яковлева , А. Рекеев был «одним из верных и полезных деятелей в образовании чуваш».
Священническая и миссионерская деятельность
21 ноября (3 декабря) 1878 г., по ходатайству директора Казанской учительской семинарии Н. Ильминского , Рекеев был рукоположён во диакона «к домовой Захарие-Елисаветенской церкви при той же Семинарии». С 1878 по 1881 гг. он являлся законоучителем («в сане диакона») начальной школы при Казанской учительской семинарии. 4 (16) января 1882 г. «за отлично-усердную семилетнюю службу в звании учителя начального чувашского училища при Казанской Учительской Семинарии» Рекеев получил благодарность от начальника Казанского учебного округа.
25 сентября (7 октября) 1881 г., опять же по ходатайству Н. Ильминского , А. Рекеев был рукоположён во священника в чувашский приход села Байглычево Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне — в Яльчикском районе Чувашской Республики ), приступив к служению в нём с 1 (13) октября 1881 г. При этом он стал первым священником- чувашом за всю историю прихода: все служившие до Рекеева тринадцать священников, по его словам, являлись русскими .
С 1881 г. он являлся законоучителем в «Байглычевском Министерском одноклассном инородческом училище», с 1882 г. — в Андиберской (Андиберовской), с 1897 г. — в Апанасовской церковно-приходских школах. 28 октября (9 ноября) 1887 г. «за усердное преподавание Закона Божия в местном училище» Рекеев был награждён набедренником .
В 1894 г. под его руководством, на средства прихожан, в селе Байглычево был построен новый деревянный храм Во имя Святыя Живоначальныя Троицы. 19 июня (1 июля) 1894 г. «за труды по построению нового храма» А. Рекеева наградили скуфьёю . В том же году он организовал в Байглычево магазин-склад чувашских книг.
В Байглычевский приход — по состоянию на 1909 г. — входили: село Байглычево (Айбеси или Айбеч) (где проживали военные и крестьяне «из чуваш»), деревни Андиберово (Новые Айбеси) (население — военные и крестьяне «из чуваш »), Избахтино (Ковали) (население — военные и крестьяне «из чуваш »), Изанбаево (население — военные и крестьяне «из чуваш »), Янашево (Биктубаево или Андреевка) (население — военные и крестьяне «из чуваш »), Апанасово-Темяш (Апанасово-Темяши) (население — военные и крестьяне «из русских » и «из чуваш ») и Алексеевка (население — военные и крестьяне «из русских ») Тетюшского уезда. Всего в это время в приходе было 511 дворов « чуваш с военными» (в которых проживали 1456 мужчин и 1351 женщина) и 48 дворов русских (где проживали 104 мужчины и 108 женщин).
24 октября (6 ноября) 1902 г. Тетюшским уездным отделением Казанского епархиального училищного совета Рекеев был избран в попечители Ново-Андиберовской и Апанасово-Темяшской (Апанасово-Темяшинской) церковно-приходских школ; состоял «младшим помощником благочинного». 6 (19) мая 1903 г. награждён камилавкою «за усердную службу по ведомству Министерства Народного Просвещения ».
26 декабря 1904 г. (8 января 1905 г.) архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием ( Д. Самбикиным ) Рекеев был утверждён постоянным членом Тетюшского отделения Казанского епархиального училищного совета. 12 (25) февраля 1905 г. — «за двадцатипятилетнюю службу по народному образованию» — он был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени.
К началу 1911 / 1912 (XLV) «братского года» Рекеев был назначен Тетюшским участковым (уездным) миссионером. Причём, уже в первый год исправления этой должности он «представил подробное описание религиозного состояния д[еревни] Избахтино Байглычевского прихода и д[еревни] Ясашное Барышево Чернышевского прихода». В приходской церкви Байглычево он служил до осени 1916 г. (по другим сведениям — до 1917 г.).
В голодные годы А. Рекеев являлся активным организатором помощи голодающим.
Семья
А. Рекеев был женат на Марии Ивановне Рекеевой (возраст, по состоянию на 1909 г., 53 года). Сведений о детях не имеется.
Кончина
Умер и похоронен А. Рекеев в том же селе Байглычево — у церкви, в которой служил. Могила сохранилась и в настоящее время благоустроена.
Увековечение памяти
В мае 2009 г. в селе Байглычево был торжественно открыт памятник Рекееву. Идея эта возникла в 2008 г., когда отмечалось 160-летие Алексея Васильевича и Ивана Яковлевича Яковлева
В церемонии открытия памятника приняли участие глава района Николай Миллин, президент чувашского фонда «Еткер» Олег Мустаев, президент Чувашского национального конгресса Геннадий Архипов, профессиональный художник, скульптор, член Союза чувашских писателей и народной академии Николай Кондрашкин, заслуженный военный летчик Российской Федерации полковник Анатолий Казаков, близкая родственница А. В. Рекеева Елена Шафейкина, представители из Кошки-Новотимбаевского сельского поселения Республики Татарстан, историки, краеведы. Выступая перед яльчикцами и гостями, глава района отметил выдающийся вклад Рекеева в дело просвещения чувашского народа, в том числе жителей Яльчикского района.
—
Опубликованные труды А. В. Рекеева
- Рекеев А., Чуваши. Применение системы Ильминского к их просвещению // Сотрудник Братства святителя Гурия , 1911, № 25 и 26 (26 июня), 385 — 418 с. (Републиковано: Алексеев И. Е., Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX — начале XX вв. / Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей, Казань, изд. ООО «Астория», 2010, 87 — 117 с.
- Рекеев А., О Байглычевском приходе // Сотрудник Приволжской Миссии , 1911. — № 49 (4 декабря), 786 — 788 с.
Примечания
- . Дата обращения: 13 июля 2010. 19 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 13 июля 2010. 4 марта 2016 года.
- Алексеев И. Е., Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX — начале XX вв. / Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей, Казань, изд. ООО «Астория», 2010, 118 — 119 с.
- Колчерин А., от 3 июня 2009 на Wayback Machine
- Казнина Е., от 4 марта 2016 на Wayback Machine
Литература
- Алексеев И. Е., Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX — начале XX вв. / Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей, Казань, изд. ООО «Астория», 2010, 117 — 120 с.
- 2020-04-21
- 1