Interested Article - Летняя сказка

«Летняя сказка» ( фр. Conte d'été ) — лирическая кинокомедия режиссёра Эрика Ромера , вышедшая на экраны 5 июня 1996 года.

Сюжет

Восемнадцатый полнометражный фильм Ромера и третий из цикла «Сказки четырёх времён года».

Понедельник, 17 июля. В Динар , на северное побережье Бретани приезжает на каникулы юный математик и музыкант-любитель Гаспар. К нему должна присоединиться подруга Лена, которую он обещал отвезти на Уэссан , но девушка внезапно укатила в Испанию, не оставив ни адреса, ни телефона. В кафе Гаспар знакомится с Марго, студенткой-этнологом, которая летом подрабатывает официанткой. Девушка проявляет инициативу при знакомстве, но предлагает Гаспару только дружбу, поскольку у неё есть жених-археолог, в данный момент находящийся в Полинезии.

Поскольку по прошествии недели Лена так и не появилась, Марго указывает Гаспару на местную красотку Солен, которая к нему неравнодушна, и только что отшила двоих парней. Юноша дарит новой подруге песню «Fille de corsaire», которую сочинял для Лены, но Солен оказывается не столь доступной, как могло показаться. В отношениях с Марго также наступает кризис, поскольку Гаспар обещал обеим девушкам поездку на Уэссан, и теперь вынужден отказываться и пускаться в объяснения.

Неожиданно появляется Лена, неуравновешенная особа, которой Гаспар также не очень интересен в качестве любовника, но она напоминает ему про обещанную поездку на Уэссан. Герой оказывается в безвыходном положении, и только неожиданный звонок приятеля, сообщающего о возможности купить с рук по сходной цене 16-канальный магнитофон (для чего надо срочно ехать в Ла-Рошель ), позволяет Гаспару, не потеряв лица, выпутаться из дурацкой ситуации. Он сообщает об отъезде одной Марго, и после нежного прощания, при котором девушка намекает, что всё ещё возможно, в воскресенье 6 августа отбывает на пароме из Динара.

В ролях

  • Мельвиль Пупо Гаспар
  • Аманда Лангле Марго
  • Гвенаэль Симон — Солен
  • Орелья Нолен — Лена
  • Ален Гёллаф — дядя Ален
  • Эвелин Лаана — тетя Мевен
  • Ив Герен — аккордеонист
  • Франк Кабо — кузен Лены
  • Эме Лефевр — бывший новоземелец

О фильме

«Летняя сказка» считается наиболее изящным из фильмов о четырёх временах года и, наряду с «Полиной на пляже» и «Зеленым лучом» , одной из самых чувственных картин Ромера , соединяя основательность «Моральных историй» с легкостью «Комедий и пословиц» .

Об истории создания фильма, снятого в 1995 году, подробно рассказывалось в 502 и 503 номерах Cahiers du cinéma (май—июнь 1996), а его детальному исследованию посвящена монография Мартена Барнье и Пьера Бейло «Анализ произведения: Летняя сказка. Э. Ромер, 1996», вышедшая в 2011 году. В 2005 году и Жан-Анре Фьески выпустили д/ф «Производство „Летней сказки“», содержащий интервью с режиссёром, актерами и членами съемочной группы.

Создание фильма

На протяжении всей жизни Ромер вел записи, из которых впоследствии формировались сценарии и диалоги. В основе замысла фильма лежат юношеские воспоминания режиссёра, познакомившегося с тремя девушками, и так и не сумевшего сделать выбор. Реплики героев фильма 1996 года повторяют дневниковые записи, сделанные за 50 лет до этого .

По словам режиссёра, у него не было недостатка в исполнительницах женских ролей, поскольку многие молодые актрисы писали ему, предлагая свои услуги, и оставалось только выбирать. С мужскими персонажами было сложнее, поскольку молодые актеры не проявляли подобного энтузиазма .

В случае с исполнительницей главной женской роли режиссёр обошелся без кастинга, сразу пригласив Аманду Лангле, в 1983 году игравшую в «Полине на пляже». Она была утверждена первой, за год до начала съёмок .

Ромер предложил ей на выбор несколько имен для персонажа, и актриса выбрала имя Марго, что оказалось удачным совпадением, поскольку так зовут и героиню песни , звучащей в финале .

Обычный режиссёрский метод Ромера состоял в тщательной подготовке к съёмочному процессу, долгих беседах с актёрами, позволявших более точно выстроить экранный облик персонажей. В результате, по словам Аманды Лангле: «В период подготовки к фильму я была в близких отношениях с Марго, и я чувствовала, что в ситуациях, аналогичных с теми, где она находилась, я бы реагировала таким же образом» .

Орелья Нолен получила сценарий за четыре месяца до съёмок. Гвенаэль Симон в своё время написала Ромеру, приглашая посмотреть на неё в театре. Через год после первой встречи режиссёр с ней связался, поскольку требовалась актриса, умевшая петь .

Поиски актёра на главную роль затянулись, но благодаря Ариэль Домбаль Ромер познакомился с подававшим надежды Мельвилем Пупо. Умение юного дарования играть на гитаре побудило режиссёра изменить сценарий, добавив в сюжет сочинение песни .

Благодаря тщательной и долгой подготовке сами съёмки прошли быстро.

Особенности стиля

Персонажи фильма находятся в сложном движении, сопровождаемом диалогами, и исследователи творчества Ромера скрупулезно высчитали хронометраж и описали динамику каждой сцены , отметив сложность анализа композиции, поскольку Ромер намеренно разрушает классические принципы сценарной структуры — так называемую «голливудскую парадигму» .

Драматическая прогрессия фильма, лишь в нескольких пунктах скрепленная функциональными связями, содержит четыре момента повествовательной бифуркации, меняющих развитие сюжета, причем эти повороты вполне случайны, и не являются следствием поступков героя, который трижды оказывается в тупиковых ситуациях, запутывается к концу фильма окончательно, и лишь бегство из Бретани под благовидным предлогом позволяет ему выйти из положения без особого нравственного урона .

Мелодическая линия рассказа, выраженная в различном темпоритме сцен и особой манере движения для каждого из женских персонажей, исследуется отдельно , так же как и пространственная динамика, поскольку сцены в закрытом помещении у Гаспара происходят только с Солен, что, по мнению критиков, также имеет некое особое значение .

В фильмах Ромера география вообще всегда связана с сюжетной интригой , и в этой ленте «сторона Динара» у Марго, и «сторона » у Лены служат аллюзиями на прустовские направления «в сторону Свана» и «Германтов», а остров Уэссан, на котором никто из героев не был, оказывается местом недостижимой любовной утопии .

Критики усматривают некоторое сюжетное сходство этой картины с прежним шедевром Ромера « Моя ночь у Мод », а сцена, в которой Марго демонстрирует свою ногу, отсылает зрителя к фильму « Колено Клер », поскольку колено Аманды Лангле ничуть не хуже, чем у .

Номинации и релизы

Фильм участвовал в Каннском кинофестивале 1996 года в программе Особый взгляд . Аманда Лангле в 1997 году номинировалась на в категории лучшей актрисы. В 2000 году лента демонстрировалась в России на телеканале «Культура», в 2006 была выпущена на DVD, а 20 июня 2014 года, через 18 лет после выхода во Франции, состоялась премьера в США.

Комментарии

  1. Солен камера берет статичными фронтальными планами, Лену боковыми в движении, и только Марго представлена как «полноценный» персонаж — ее демонстрируют и в статике, и в движении, в различных ракурсах. Этот стилистический прием подробно разбирается в д/ф «Производство „Летней сказки“»

Примечания

  1. (фр.) . Ciné-club de Caen. Дата обращения: 14 марта 2016. 3 октября 2013 года.
  2. Murat P. (фр.) . (25 октября 2010). Дата обращения: 14 марта 2016. 4 августа 2016 года.
  3. , p. 30—31.
  4. , p. 34.
  5. , p. 34—35.
  6. , p. 35—36.
  7. , p. 36.
  8. , p. 37—38.
  9. , p. 38.
  10. , p. 43f.
  11. , p. 44.
  12. , p. 45.
  13. , p. 48—52.
  14. , p. 52—56.
  15. , p. 56.
  16. , p. 57—58.

Литература

  • Barnier M., Beylot P. Analyse d'une oeuvre: Conte d'été, Éric Rohmer, 1996. — P. : Librairie philosophique J. Vrin, 2011. — ISBN 978-2-7116-2386-0 .

Ссылки

  • (фр.) . Ciné-ressources. Дата обращения: 14 марта 2016.
  • Marchais D. (фр.) . (30 ноября 1995). Дата обращения: 14 марта 2016.
  • (фр.) . . Дата обращения: 14 марта 2016.
  • (фр.) . Le Figaro (23 июня 2014). Дата обращения: 14 марта 2016.
  • Fabreuil P. (фр.) . (21 февраля 2014). Дата обращения: 14 марта 2016. Архивировано из 13 апреля 2016 года.
  • Horguelin T. (фр.) . 24 images, n° 83-84, 1996, p. 23. Дата обращения: 14 марта 2016.
  • (фр.) (4 июня 1996). Дата обращения: 8 апреля 2016.
  • (фр.) (3 июня 1996). Дата обращения: 8 апреля 2016.
Источник —

Same as Летняя сказка