Interested Article - Пхансори

Пхансори́ — жанр народной корейской музыки , который часто называют «корейской оперой» . Обычно в представлении участвуют двое: певец, сорикку́н ( кор. 소리꾼 ) и барабанщик, косу́ ( кор. 고수 ) , одетые в ханбок . Слово «пхансори» происходит от пхан , что значит «место, где собираются люди» и сори , что значит «песня» или «пение» . Повествование сориккуна включает пение, речь и жестикуляцию, единственные аксессуары — носовой платок и веер . Аудитория также принимает участие в исполнении, комментируя происходящее и выкрикивая одобрительные возгласы .

История

Музыкальное представление XVIII века. Ким Хондо

Ранняя история

После японских и монгольских вторжений в XVI—XVII веках многие высокопоставленные музыканты бежали или были убиты, ввиду чего развитие придворной музыки замедлилось, тогда как народная испытала подъём . Пхансори появился в XVII веке в провинции Чолладо как народное искусство, влияние на него оказал жанр . Первые пхансори исполняли вместе с другими представлениями — акробатическими и шутовскими номерами . Жанр впитал легенды, сказки и литературные произведения , а также, возможно, шаманские заговоры .

Первое письменное упоминание пхансори относится к началу XVIII века . К середине столетия профессиональные сориккуны и косу начали выступать перед аристократией, хотя это искусство всё ещё считалось вульгарным .

XIX век

Представление пхансори, XIX век

XIX век стал периодом расцвета данного искусства, композитор переработал шесть пьес-маданов (пять из которых используются до сих пор), создал несколько собственных пьес для пхансори, обучил множество исполнителей, как мужского, так и женского пола . В период с 1776 по 1834 год трудились «восемь великих певцов» — , , , , , , , , , и (также вместо Чу Токки называют Хван Хэчхона или Пак Юджона) . Их вклад в жанр не ограничивается исполнением — они ввели в пхансори новые ритмы и мелодии, взятые из народной музыки . В XIX столетии отделились три основных исполнительских школы .

Популярность пхансори достигла наивысшей точки. Аристократия приняла новый жанр: король Коджон любил пхансори, как и его отец , и оказывал ему поддержку во время своего царствования в 1863—1896 годах . Это имело и отрицательные последствия: тексты маданов были цензурированы и переписаны под новую аудиторию, а «непристойные» произведения перестали исполнять, что сократило классический репертуар с 12 до 5 пьес .

XX век

Ли Хванджунсон

В 1902 году в Корее появился Хёмнюльса ( кор. 혐뉼사 ) — первый театр, ориентированный на профессиональных исполнителей народной музыки, в первую очередь пхансори . После японской оккупации традицию пхансори сохранили кисэн . Пхансори сыграл роль в появлении жанров санджо и , причём последний колониальная японская администрация сохраняла, надеясь использовать для пропаганды . В 1908 году в Корее появилась граммзапись , многие звёзды пхансори выпускали пластинки со своими новыми произведениями . Несколько трупп артистов пхансори функционировали в 1930-х под эгидой «Корейского музыкального общества» ( кор. 조선성악연구회 ? , 朝鮮聲樂硏究會 ? ) .

Вплоть до 1860-х годов пхансори исполняли почти исключительно мужчины, первой успешной артисткой пхансори стала , чья карьера началась в 1920-х годах, по её стопам в пхансори пришло множество женщин, в 1945 году появилось несколько чисто женских трупп; с тех пор и вплоть до XXI века большинство исполнителей данного жанра — женщины .

После освобождения от японской оккупации чхангык испытал краткий взлёт популярности, однако Корейская война помешала дальнейшему развитию жанра . В 1964 году корейское правительство объявило пхансори нематериальным культурным наследием и стало выделять деньги на его развитие . Пхансори начал возрождаться в Южной Корее в 1970-х вместе с подъёмом национализма в стране . В Северной Корее пхансори как «недостаточно революционный жанр» был заменён куплетами чхольга и другими более соответствующими идеологии чучхе жанрами .

К началу 1980-х статус жанра как символа корейской идентичности привёл к появлению клубов пхансори в студенческих общежитиях южнокорейских университетов и возникновению новых произведений — как в этом, так и в других жанрах. В 1993 и 1999 годах вышли фильмы Им Квонтхэка о пхансори, снискавшие широкую популярность .

XXI век

7 ноября 2003 года ЮНЕСКО включила пхансори в список « Шедевры устного и нематериального культурного наследия » .

Мадан

Хынбуга в исполнении

Танга

Представление начинается с вступительной песни — танга ( кор. 단가 ? , 短歌 ? ), обычно представляющей собой поэтическое описание пейзажа либо знаменитое стихотворение, часто с цитатами из китайской литературы . Танга не требует значительного мастерства, она почти всегда исполняется в среднем темпе .

Тексты

История, которая раскрывается в пхансори, называется мадан ( 마당 ), все они имеют большую продолжительность (от 3 до 8 часов и даже более), что требует значительного напряжения памяти сориккуна . Партия на барабане при этом всегда включает импровизацию . До наших дней дошло только пять из двенадцати оригинальных маданов: , , , и , однако мастерами было создано несколько новых произведений .

Тексты маданов написаны на . По традиции исполнитель может вносить в текст небольшие изменения, чтобы быть ближе к аудитории, при этом предполагается, что слушатели знают рассказываемую историю .

В маданах чередуются песенные фрагменты и проза. Песни более стилизованны, в них больше китаизмов и цитат из классических произведений; язык прозы ближе к разговорному . Ввиду необходимости обслуживать как высшие, так и низшие слои населения тексты пхансори имеют двойной смысл. На поверхности находятся темы, связанные с конфуцианскими добродетелями, более глубокий же смысл — сатирический, высмеивающий правящий класс .

Исполнительское мастерство

Изучать пхансори обычно начинали с детства от родственников или соседей, известно о нескольких профессиональных династиях, начавшихся с шаманов . Обязательными для хорошего исполнителя считаются следующие качества:

  • привлекательная внешность без изъянов,
  • драматический талант: выразительность исполнения и безупречное владение телом,
  • сильный голос .

Среди корейских вокальных жанров наибольшее разнообразие вокальных техник используется в пхансори . Мастер должен уметь имитировать голосом пение птиц и музыкальные инструменты, активно использовать вибрато , фальцет , грудной голос и множество других техник . Первые представления данного жанра исполняли на открытом воздухе, например, на рыночной площади или во внутреннем дворике, из-за этого от исполнителя требовалась и большая громкость голоса; кроме того, вокальные жанры юга Корейского полуострова, к которым принадлежит и пхансори, требуют очень драматизированного исполнения .

Среди мастеров пхансори называют династию школы Тонпхёндже: основателя , его сына , учениц , и Ли Джуын ( кор. 이주은 ) .

Музыка

Каждая песня имеет собственную модальность , набор мелодий и ритм, их комбинации ассоциируются с определёнными настроениями, персонажами или событиями . Печальные модальности заимствованы из народной музыки Чолладо, медленные и серьёзные — из классической корейской музыки, несколько мелодий взято из музыки восточных регионов и классических произведений .

Школы

Существует три основные школы пхансори:

  • «западная» Сопхёндже ( кор. 서편제 ? , 西便制 ? ), основанная Сон Хынноком в восточной части Чолладо, певческий стиль её исполнителей характеризуют как «энергичный»;
  • «восточная» Тонпхёндже ( кор. 동편제 ? , 東便制 ? ), основанная Пак Юджоном в западной части Чолладо, знаменита сложным затейливым исполнением;
  • «центральная» Чунгодже ( кор. 중고제 ? , 中高制 ? ), основанная Ём Кедалем и Ким Сонгоком в Кёнгидо и Чхунчхондо ; она не дошла до наших дней .

Помимо этих школ отдельные музыканты создали собственные исполнительские традиции, пример — исполнительский стиль Ким Ёнсу . Внутри школ также имеются собственные различия .

В культуре

Будням обедневшего семейства артистов пхансори посвящён фильм 1993 года « », его снял режиссёр Им Квонтхэк по сценарию Ким Сучхоля. В фильме звучат фрагменты двух классических маданов — Чхунхянги и Симчхонги . В 1999 году Квонтхэк снова обратился к пхансори в фильме « » .

Примечания

  1. Марков В.М. . — Изд-во Дальневосточного университета, 1999. — С. 376. — ISBN 9785744409449 .
  2. , Part 5 Korea, p. 932.
  3. .
  4. , p. 47.
  5. , Part 5 Korea, p. 850.
  6. , Folk music.
  7. , p. 29.
  8. , Part 5 Korea, p. 917, 926, 932.
  9. , Part 5 Korea, p. 933.
  10. .
  11. .
  12. , Part 5 Korea, p. 934.
  13. , p. 33.
  14. , p. 35.
  15. , Religious music.
  16. , Part 5 Korea, p. 844.
  17. , Part 5 Korea, p. 1003.
  18. , Part 5 Korea, p. 930, 1003.
  19. , Part 5 Korea, p. 935.
  20. , Part 5 Korea, p. 1004.
  21. , Part 5 Korea, p. 997.
  22. . Дата обращения: 28 июля 2016. 8 августа 2016 года.
  23. , Part 5 Korea, p. 940.
  24. , Part 5 Korea, p. 877.
  25. , Part 5 Korea, p. 936.
  26. , Part 5 Korea, p. 855.
  27. , Part 5 Korea, p. 853, 855—856.
  28. , Part 5 Korea, p. 856, 917, 932.
  29. , Part 5 Korea, p. 939.
  30. , Part 5 Korea, p. 941.
  31. , Part 5 Korea, p. 995.

Литература

  • (англ.) . ЮНЕСКО .
  • Robert C. Provine, et al. (англ.) . Oxford University Press . Дата обращения: 28 июля 2016. (требуется подписка)
  • Song Bang-song. Korean Music. — Jimoondang Publishing Company, 2000. — ISBN 89-88095-13-8 .
  • Heather. (англ.) . Центр национальной музыки Республики Корея.
  • Robert C. Provine, J. Lawrence Witzleben, Yosihiko Tokumaru. East Asia: China, Japan, and Korea (Garland Encyclopedia of World Music). — Routledge, 2001. — ISBN 978-0824060411 .
  • Sheen Dae-Cheol. (англ.) . School of Oriental and African Studies (2009). Дата обращения: 29 июля 2016.
  • Heather Willoughby. // . — National Gugak Center, 2008.

Ссылки

  • — Центр национальной музыки Республики Корея
Источник —

Same as Пхансори