Interested Article - Миньяр, Пьер

Пьер Минья́р , или Миньяр Ри́мский ( фр. Pierre Mignard , Mignard le Romain ; 17 ноября 1612 , Труа , Шампань 30 мая 1695 , Париж ) — французский живописец академического направления эпохи «Большого стиля Людовика XIV », младший брат Николя Миньяра Авиньонского . Главный оппонент Шарля Лебрена в споре «пуссенистов» и «рубенсистов» в Королевской Академии живописи и скульптуры . Отстаивал позиции последних. Его собственная " историческая живопись и портреты характерны своеобразным «барочным академизмом» и театральностью композиции . Директор Королевской академии живописи и скульптуры, с 1690 года — первый живописец короля .

Слава Пресвятой Троицы. Фреска купола церкви Валь-де-Грас , Париж

Биография

Пьер Миньяр родился в Труа в семье ремесленников Пьера и Мари Галлуа. Его старший брат Николя Миньяр Авиньонский (1606—1668) также был художником: рисовальщиком , историческим живописцем и гравёром-офортистом .

С 1624 года Пьер учился в мастерской Жана Буше в Бурже . Вернувшись в Труа , работал у скульптора Франсуа Жанти. Вскоре уехал в Фонтенбло — столицу искусствa эпохи французского Ренессанса и своеобразной школы , созданной итальянскими мастерами Франческо Приматиччо и Россо Фьорентино .

Под покровительством маршала Витри Пьер Миньяр стал учеником Симона Вуэ , в мастерской которого повстречал своего будущего соперника Шарля Лебрена , познакомился с Эсташем Лесюэром и Шарлем-Альфонсом Дю Френуа , с которым подружился.

В 1635 году Миньяр уехал в Рим , где жил и работал в течение следующих двадцати двух лет. По причине столь длительного проживания в Риме он и получил прозвание «Миньяр Римский» (Mignard le Romain) . В Риме он также познакомился с выдающимся живописцем Никола Пуссеном , художником Сассоферрато , и Анной Аволарой, дочерью архитектора, в которую он влюбился, но на которой женился только в 1660 году из-за различных препятствий, и от которой он позднее имел четырёх детей. Как живописец Миньяр испытал влияние римской и болонской школ живописи , таких мастеров как Агостино Карраччи , Франческо Альбани , Доменикино , Пьетро да Кортона , Андреа Сакки , Сассоферрато . Вместе с другими художниками, по заказу брата кардинала Ришельё А. Л. дю Плесси, снимал копии с фресок Агостино и Аннибале Карраччи в Палаццо Фарнезе .

Пьер Миньяр получил особую известность многочисленными изображениями Мадонны с Младенцем. Они были настолько популярны, что их называли «Миньярдисами» (Mignardises). Он также писал алтарные картины . Его соотечественник Никола Пуссен подрядил Миньяра для копирования своих произведений. Миньяр также работал мастером репродукционной гравюры, воспроизводил в гравюрах живописные оригиналы Аннибале Карраччи. В это время Миньяр также на протяжении всей жизни интересовался портретной живописью и писал портреты пап, кардиналов и выдающихся представителей римской аристократии. Он также побывал в Северной Италии, посетил Болонью, Парму, Мантую, Флоренцию и Венецию.

Став знаменитым в Италии , Миньяр в 1657 году был вызван в Париж ко двору короля Людовика XIV . В Париже он стал популярным художником-портретистом. Он снискал расположение короля, который позировал для многих портретов. Миньяр стал соперником ведущего французского художника того времени и первого художника короля Шарля Лебрена. Он отказался поступать в Королевскую академию живописи и скульптуры, пока Лебрен был её директором, и вместо этого стал главой конкурирующей гильдии: Академии Святого Луки в Париже, противостоящую Королевской Академии живописи и скульптуры. Крепкая дружба связала живописца Миньяра и драматурга Мольера . Пьер Миньяр и Мольер познакомились в Авиньоне и оба поселились на постоянной основе в Париже осенью 1658 года. Миньяр написал несколько портретов Мольера. Со своей стороны, в 1669 году Мольер написал «Славу Валь-де-Грас» (La Gloire du Val-de-Grâce), панегирик в стихах шедевру Миньяра «Слава Бьенёре» (La Gloire des Bienheureux), фреске, украшающей купол церкви Валь-де-Грас в Париже, заказанную в 1663 году Анной Австрийской за сумму 35 000 ливров.

Связи между семьями Пьера Миньяра и Мольера были настолько тесными, что именно Катрин Миньяр, дочь художника, была выбрана 1 октября 1672 года крестной матерью последнего ребенка Мольера, Пьера Поклена (умершего 11 дней спустя). Миньяр всю жизнь поддерживал дружбу с Армандой Бежар, вдовой Мольера.

Миньяр отвечал за оформление капеллы Крещения церкви Сент-Эсташ (Святого Евстафия) в Париже (1667—1670). Его картины были аналогом картин его соперника Шарля де ла Фосса в Свадебной капелле (эти произведения не сохранились).

В 1687 году король пожаловал художнику дворянское звание, а в 1690 году , после смерти Лебрена, Миньяр стал первым живописцем короля , директором королевских художественных музеев и мануфактур, членом и профессором Королевской Академии живописи и скульптуры , а затем её ректором и канцлером. В это время, почти в 80-летнем возрасте, он создавал проекты росписей в церкви Дома Инвалидов , которые до настоящего времени хранятся в Лувре , расписал два плафона в малых апартаментах короля в Версальском дворце (фрагменты — в музеях в Гренобле, Лилле, Тулузе, Динане и в замке Фонтенбло) и написал серию тонких по колориту религиозных картин: «Христос и самаритянка» (1690, Лувр), « Святая Цецилия » (1691, Лувр), «Вера» и «Надежда» (1692).

Многие живописные композиции Миньяра были награвированы Жераром Одраном , Питером ван Шуппеном, Робером Нантёйлем , Жераром Эделинком , Антуаном Массоном, Франсуа де Пуайи и другими. Он и сам гравировал по собственным картинам. Таким образом, Миньяр стал одним из самых успешных портретистов своего времени, хотя, по мнению некоторых историков искусства , несколько однообразным и скучным . Картины Миньяра находятся во многих музеях мира, в том числе шесть в санкт-петербургском Эрмитаже . А. Н. Бенуа в своём знаменитом «Путеводителе по картинной галерее Императорского Эрмитажа» также выразил своё критическое мнение, причём даже не в основном тексте, а в примечаниях: «Один из шедевров П. Миньяра, Портрет Марии Манчини, находится в собрании Д. А. Бенкендорфа в Петербурге. Театральные исторические картины Миньяра в Эрмитаже, принадлежат, напротив того, к самому скучному, что создано академизмом. Любопытно отметить в них зависимость художника от творчества своего злейшего врага, Лебрёна» .

Пьер Миньяр скончался 30 мая 1695 года , работая над «Автопортретом в образе Святого Луки » (музей Труа ), После его смерти 30 мая 1695 года на улице Ришельё, 23, художнику устроили большие похороны в церкви Сен-Рош , и он был похоронен в монастыре Святого Иакова (Сouvent des Jacobins) в Париже, его монументальную гробницу создал выдающийся скульптор Жан-Батист Лемуан . Во время революции гробницa была разрушена . На доме, где умер Миньяр, по адресу улица Ришельё, 23, находится мемориальная доска в его честь.

У него было четверо детей. Его дочь Екатерина в 1696 году вышла замуж за графа Фекьера. Художниками стали старший брат Пьера — Николя Миньяр по прозванию Авиньонский, и его сын — Пьер Миньяр Второй (1640—1725), архитектор, живописец и скульптор. Он также учился в Италии, с 1672 года был главным архитектором Авиньона. Другой сын — Поль Миньяр (1641—1691) — живописец и гравёр .

Миньяр и Лебрен в «Споре о древних и новых»

«Спор о древних и новых» ( фр. Querelle des Anciens et des Modernes ) — полемика во Французской академии конца XVII века вокруг сравнительных достоинств литературы и искусства античности и современности. Сторонникам античности как непреходящего и недостижимого образца («древним») противостояли критики античности и сторонники теории прогресса в литературе и искусстве («новые»).

Предыстория конфликта относится уже к 1650-м годам , когда создатели «христианских эпопей» (такие, как Жан Шаплен ) выступили с программными заявлениями, противопоставляя свои сочинения Гомеру и Вергилию не в пользу последних; это направление было остро высмеяно Буало, убеждённым «древним». В 1670-е годы двор Людовика XIV пропагандировал развитие национальной литературы на французском языке, новые жанры (такие, как опера , в противоположность ассоциировавшейся с античностью трагедии. Создаются национальные академии живописи и музыки, затем Академия надписей и изящной словесности , секретарём которой стал Шарль Перро . Брат Шарля — Клод Перро — также был писателем, но более известен в качестве медика, биолога и архитектора. Являясь автором знаменитой «восточной колоннады» Лувра , построенной в «большом стиле» Людовика XIV в 1664—1674 годах, Перро принял участие в споре и отстаивал достоинства современного строительства. Он встретил обоюдное сопротивление Н. Буало, приверженца подражания античности, и архитектора Н. Ф. Блонделя — сторонника «вневременнóго понимания красоты». Франсуа Блондель был в то время наиболее авторитетным теоретиком архитектуры .

5 ноября 1667 года глава Королевской Академии живописи и скульптуры Шарль Лебрен открыл цикл лекций о шедеврах классической живописи. Первую лекцию он посвятил творчеству Рафаэля, вторую — Н. Пуссену . При этом творчество Пуссена он представил естественным продолжением «идеального стиля» Рафаэля, а всё, что не подходило под это определение, объявил «не имеющим ценности». Против Лебрена выступил Пьер Миньяр, работавший под влиянием итальянского маньеризма и барокко , что только обострило отношения конкуренции двух художников.

Миньяра поддержал Роже де Пиль — теоретик искусства, живописец и гравёр. Он высоко оценил творчество Рембрандта , а превыше всех ставил Рубенса . В 1681 году Роже де Пиль опубликовал «Рассуждения о произведениях знаменитейших художников», в 1699 году прибавил к ним «Краткие жизнеописания» (Abrégé de la vie des peintres). В этом сочинении он разделил понятия «манеры» и «стиля», а достижения разных мастеров оценил в баллах. По композиции высшую оценку Роже де Пиль поставил Рубенсу (18), на балл ниже (17) получил Рафаэль, Пуссену он поставил 15 баллов. Но по рисунку первое место получил Рафаэль (18), а на последнем месте оказался Рембрандт (6). В разгоревшейся дискуссии, в письмах и публичных выступлениях симпатии разделились между «пуссенистами» и «рубенсистами», приверженцами классицизма и барокко. Эта идея ярко отразилась в оглашённой на заседании Академии 27 января 1687 года поэме Перро «Век Людовика Великого».

Брат Пьера Миньяра — Николя и племянник Поль, который был его учеником, выбрали сторону Лебрена против Миньяра, что привело к полному разрыву и без того напряжённых отношений Миньяра и его собратьев «по цеху» .

Галерея

Примечания

  1. Власов В. Г. Миньяр, Пьер // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 67. — ISBN-5-88737-010-6
  2. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  3. Дата обращения: 1 июня 2017. 28 октября 2011 года.
  4. Mignard. Grove Art Online. Oxford Art Online. — Oxford University Press. Web. 25 May. 2017
  5. Collection. British Museum. — Retrieved Jan 14, 2023
  6. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 1. — Л.: Аврора, 1976. — С. 213
  7. А. Н. Бенуа . Путеводитель по Картинной галерее Императорского Эрмитажа (1910). — М.: Изобразительное искусство, 1997. — С. 95
  8. MIGNARD Pierre [archive], sur tombes-sepultures.com (consulté le 13 novembre 2023)
  9. Власов В. Г. Миньяр, Пьер // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 68. — ISBN-5-88737-010-6
  10. Власов В. Г. «Спор о древних и новых» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 189—190
  11. Fontaine А. Documents sur Pierre Mignard. Paul Mignard et Charles Le Brun // Archives de l’art français: recueil de documents inédits publiés par la Sociéte de l’histoire de l’art français. — J. Schemit, 1907. — Рp. 311—318

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Миньяр, Пьер