Кукель
- 1 year ago
- 0
- 0
Болесла́в Казими́рович Ку́кель ( 21 апреля 1829 , Бобруйск — 6 июня 1869 , Карлсбад ) — генерал-майор (1862), выпускник Военно-инженерной академии (1850), начальник казачьего отделения Главного управления Восточной Сибири (1856), начальник Штаба войск Восточной Сибири (1859). Председатель Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества , принимал активное участие в общественных комитетах. В 1863 году назначен военным губернатором Забайкальской области , наказным атаманом Забайкальского казачьего войска . В 1866 году принимал участие в подавлении восстания на Кругобайкальском тракте , за что был награждён орденом Св. Станислава I степени . C 1865 года начальник штаба Восточно-Сибирского военного округа . 7 августа 1868 года назначен председателем Восточно-Сибирского отделения Русского технического общества . Происходил из виленских дворян герба «Лелива» .
Происходил из дворян Виленской губернии . Отец его, , несмотря на блестящее образование (окончил Виленский университет со степенью кандидата философии ), в служебном мире занимал довольно скромное место — в конце тридцатых годов XIX века в возрасте, приближающемся к пятидесяти, был всего лишь титулярным советником в должности штатного смотрителя Оршанского уездного училища для дворян . Болеслав Кукель был старшим ребенком в семье, имел брата Бронислава (двумя годами моложе), который, кстати, тоже некоторое время служил в Сибири при Н. Н. Муравьёве , и сестру . Вероисповедание семьи — римско-католическое . Имения у родителей не было.
После успешного окончания курса офицерских классов Главного инженерного училища , известного впоследствии как Инженерная академия , пробыл несколько месяцев при петербургской инженерной дистанции. Современники сходятся на том, что Б. К. Кукель был человеком действительно высокообразованным. Борис Милютин называл его образование «многосторонним» .
В Восточной Сибири появился в 1851 году в числе чиновников-«муравьевцев», так сказать, второй волны. В тот год Н. Н. Муравьёву удалось провести в правительственной сфере свои предложения по преобразованию управления Якутской области , созданию Забайкальской области и перечисления в казаки горнозаводских крестьян Нерчинских горных заводов . Формировалось Забайкальское казачье войско , и при войсках — довольно обширный артиллерийский парк . Следствием этого явилась «необходимость создать новое управление этими частями и увеличить число состоящих при генерал-губернаторе и командующем войсками офицеров» . Довольно внушителен приводимый в воспоминаниях Бернгарда Струве перечень адъютантов и чиновников особых поручений по различным ведомствам, прибывших в это время на службу к Н. Н. Муравьёву. Среди них и «для особых поручений по военному ведомству инженер Б. К. Кукель» .
В том же 1851 году Болеслав Казимирович был зачислен в Забайкальское казачье войско с чином сотника . Судя по воспоминаниям Ахеллеса Забаринского , в числе первых поручений, возложенных на молодого и энергичного «состоящего для особых поручений из инженеров Кукеля» , было составление чертежей и смет на возведение построек для частей Забайкальского войска, а «равно и все соображения по этому предмету» . Едва были закончены проекты зданий, как ему предписано было отправиться в Забайкальскую область, выбрать места и исполнить на месте утверждённые постройки. Эти занятия, составившие служебную деятельность первых двух лет молодого есаула , прошли не бесследно для него и доставили ему запас основательного знакомства с нуждами казачьих поселений края, что, со вступлением его в должность столоначальника Казачьего отделения ГУВС (Главное управление Восточной Сибири) в 1853 году , не могло не принести большой пользы.
В этот период он уже пользуется исключительным доверием Н. Н. Муравьёва, который поручает ему, в частности, некоторые дела, связанные с подготовкой первого Амурского сплава . Болеслав Казимирович, не прекращая занятий делопроизводством в центральном казачьем управлении, в то же время исполнял весьма многосложные поручения, отправляясь каждый раз в Забайкальскую область на места расположений, касавшихся сборов поселенцев, сплава их, а также сплава казённых грузов.
Управляющим VI казачьим отделением ГУВС тогда был Михаил Корсаков (с 13 февраля 1852 года по 14 декабря 1855 года ), а управляющим частью генерального штаба при командующем войсками Восточной Сибири — Ахеллес Забаринский . Иногда Забаринскому, в отсутствие Корсакова, доверялось управление Казачьим отделением. За отсутствием же обоих «заправлять» казачьим отделением Н. Н. Муравьёв назначал Владимира Рыкачёва либо Болеслава Кукеля, о чем свидетельствует, в частности, его переписка с М. С. Корсаковым. Сохранились и документы, подписанные в этот период есаулом Кукелем «за управляющего Казачьим отделением» .
За увольнением в 1855 году военного губернатора Забайкальской области Павла Запольского , его место занял Михаил Корсаков. Вместо Корсакова управлять Казачьим отделением назначается войсковой старшина Болеслав Кукель.
15 ноября 1857 года произведён за отличие по службе в подполковники . В 1858 году , после занятий в комиссии, бывшей под председательством генерал-губернатора графа Н. Н. Муравьёва, по устройству вновь приобретённого Амурского края и по составлению им лично проекта положения Амурского казачьего войска , он награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени .
Отправляю множество важных бумаг, но две главнейшие: первая об устройстве моего штаба с производством и назначением Кукеля…
— Н. Н. Муравьёв пишет М. С. Корсакову в Петербург 26 января 1859 года . Ясно, что речь идет о производстве Б. К. Кукеля в полковники , состоявшемся накануне. Одновременно он был назначен начальником Штаба войск Восточной Сибири и председателем военно-расходного комитета, учреждённого для заведования капиталом на расходы по устройству Амурского края. В то же время, он был непосредственным руководителем дел, касавшихся переселения и водворения в казачьих войсках 15 000 человек нижних чинов , выделенных в Восточную Сибирь из отдельного корпуса внутренней стражи . А уже в августе 1860 года Н. Н. Муравьёв пишет тому же М. С. Корсакову:
О производстве Кукеля в генералы хоть к шестому декабря – твое дело похлопотать .
Тем не менее, при Н. Н. Муравьёве Б. К. Кукель генералом еще не стал. На конец муравьёвского управления, Болеслав Казимирович имел чин полковника. Итак, за пять лет — от есаула ( 1854 ) до полковника ( 1859 ) — то есть четыре ступени Табели о рангах , плюс два ордена . Не блестящая ли карьера ? Даже Борис Милютин , утверждая, что «присвоенная Восточной Сибири во времена графа Муравьёва репутация страны карьеристов не оправдывается» , вынужден все-таки сделать исключение для двоих, «как выдающихся в этом отношении личностей» — М. С. Корсакова и Б. К. Кукеля.
Причем карьера последнего, как я мог убедиться при сличении формуляров, - продолжает Милютин , - была быстрее корсаковской, что оправдывалось многосторонним образованием, полученным Кукелем.
Во времена графа Н. Н. Муравьёва, отмечает тот же автор в другом месте своих воспоминаний,
...пером Восточной Сибири называли Кукеля, под пером которого получили окончательную отделку наиболее капитальные работы и по гражданскому ведомству, хотя фактически Кукель был начальником штаба .
«Старая смолянка» отмечает в своих записках, относящихся к концу пятидесятых годов, что в окружении графа Амурского
...из военных блистал Кукель, будучи вторым лицом и сильнейшим после Муравьева .
По отзыву служившего некоторое время под началом Б. К. Кукеля П. А. Кропоткина ,
...Кукель — превосходнейший человек по отзыву всех, молод, артист, отлично играет и поет, и вообще мне очень понравился, тихий, ровный, простой .
Болеслав Казимирович был женат на , дочери горного инженера , ревизора частных золотых промыслов Василия Клеймёнова, в браке имел четверых детей.
Между тем, заселение и организация прилегающих к Амуру местностей возбудили сами собою многочисленные вопросы, и потому разрешение их и всестороннее обсуждение потребовало в январе 1861 года присутствия генерал-губернатора в Петербург: вместе с графом Н. Н. Муравьёвым в Петербург едет и — назначенный заведующим походной канцелярией генерал-губернатора — Б. К. Кукель. Именно он снял в столице квартиру, в которой собрались все бывшие в то время в Санкт-Петербурге чиновные и отставные сибиряки, чтобы вручить прощальный подарок Н. Н. Муравьёву.
Неутомимые занятия в Петербурге и, затем, продолжение занятий в Иркутске по штабу, по Казачьему отделению Главного управления и по всем вопросам, касающимся Амурской области, были вознаграждены в 1862 производством его 27 апреля в генерал-майоры, с утверждением должности начальника штаба.
В начале корсаковского генерал-губернаторства Б. К. Кукель назначен военным губернатором Забайкальской области и наказным атаманом войск. О возможности и желательности такого назначения граф Н. Н. Муравьёв-Амурский писал М. С. Корсакову еще весной 1860 года . Среди заметок о начале кукелевского губернаторства в Чите наибольший интерес представляет оригинально-раздражённый текст мизантропа Д. И. Завалишина (о себе автор пишет в третьем лице):
Кукель, много обязанный Дмитрию Иринарховичу, когда был в низших чинах и даже получавший награды за труды, принадлежащие собственно Дмитрию Иринарховичу, но затем ставший одним из главных деятелей по злоупотреблениям, возвысившийся в десять лет от звания поручика до начальника штаба и губернатора, – этот Кукель, приехав в Читу на губернаторство, явился с повинной к Д. И. Завалишину, сознался во вреде прежнего образа действий и начал проповедовать своим подчиненным новые правила… Впрочем, во время своего губернаторства в Чите, во всем, что было на глазах у Дмитрия Иринарховича, Кукель старался сообразовываться с его мнением. В утверждение сего есть несколько документов…
Однако оставаться в должности военного губернатора Забайкальской области пришлось недолго. Уже в 1863 году он вернулся на прежнее место службы членом Совета, управляющим отделением ГУВС, и Начальником Штаба войск Восточной Сибири. Причиной к таковой перестановке послужило неосторожное письмо, отправленное из-за границы известным анархистом Михаилом Бакуниным , с которым Кукель был знаком в бытность его в иркутской ссылке. В правительственных сферах с трудом соглашались даже на перевод Б. К. Кукеля на его прежнюю должность.
Возникший в 1862 году вопрос о новой организации наших сухопутных сил в мирное время, как известно, был перенесён военным министерством и на восточные окраины империи , причём ближайшее рассмотрение и применение выработанных начал к местным условиям края было возложено, в 1864 году , генерал-губернатором, на генерала Б. К. Кукеля, который принёс этому делу большую пользу.
Выработанные применения были Высочайше утверждены в 1865 году , причём приведение в исполнение штатов вновь учреждённых в Восточной Сибири местных войск и организация их были возложены на генерал-майора Кукеля.
Этот громадный и немаловажный труд был исполнен генералом со свойственными ему энергией и знанием. Назначенный тогда же начальником окружного штаба, Болеслав Казимирович, в 1866 году , в вознаграждение за благоразумную распорядительность и решительные меры, принятые им лично по случаю отсутствия на Амуре командующего войсками, и, благодаря которым, возникшие беспорядки от вооружённых покушений политических ссыльных поляков на кругобайкальской дороге были подавлены в самом начале, Всемилостивейше пожалован орденом Святого Станислава 1-ой степени .
Последние два года, не переставая трудиться по всем вопросам, касавшимся края, и по управлению штабом и местными войсками, начал чувствовать расстройство здоровья — как последствие усиленных кабинетных занятий. Но, несмотря на всю видимую необходимость обратить наконец внимание на своё лечение, он продолжал свои занятия, за которые в 1868 году был награждён орденом Святой Анны 1-ой степени .
Наконец, чувствуя весьма серьёзное расстройство здоровья, признал необходимым приступить к серьёзному лечению, но, не желая оставить незаконченными предпринятые работы по вопросам, предложенным генерал-губернатором и возникшим в последнее время, относительно устройства Сахалина и реорганизации войск Приморской области , он продолжал усиленно трудиться, и только в январе мог отправиться в Петербург. Здесь, по окончании, в присутствии командующего войсками, совещаний касавшихся края, он полагал ещё не потерянным время на лечение. Государь Император, по ходатайствам военного министра и командующего войсками, в уважение многочисленных заслуг генерал-майора Б. К. Кукеля, Всемилостивейше пожаловал ему аренду, а во внимание болезненного состояния, ему даровано пособие, вместе с разрешением отправиться к заграничным минеральным водам Карлсбада , где он 6 июня , на сороковом году жизни, и скончался.
Болеслав Казимирович Кукель был, по общему признанию, одним из самых блестящих деятелей муравьёвского времени.
|
|
|
|
Герб «Лелива» |
|
VII к. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Кукель
Казимир Юстинович (р. 1792) |
|
|
|
|
|
Невельской
Иван Алексеевич (1776—1821) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Кукель
Бронислав Казимирович (1832—1914) |
|
Кукель
Елена Казимировна (1837—?) |
|
(1829—1869) |
|
Чечотт
Леонтина Казимировна (1842—1924) |
|
Невельской
Геннадий Иванович (1813—1876) |
|
Ельчанинова
Екатеринa Николаевнa (1831—1879) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кукель-Краевский
Владислав Брониславович (1869—?) |
|
Кукель
Сигизмунд Брониславович (1870—?) |
|
Кукель
Василий Болеславович (1854—?) |
|
|
|
Кукель
Андрей Болеславович (1860—1894) |
|
Невельская
Мария Геннадьевна (1855—1917) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Владимир Андреевич (1885—1938) |
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Сергей Андреевич (1883—1941) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
Кукель-Краевская
Елена Владимировна (1924—?) |
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Николай Владимирович (1921—2017) |
|
Гребенщикова
Нина Сергеевна (1904—1979) |
|
Кукель-Краевский
Андрей Сергеевич (1910—1990) |
|
Кукель-Краевская
Анна Сергеевна (1908—1973) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кукель-Краевская
Вера Витальевна (р. 1956) |
|
Кукель-Краевский
Александр Николаевич (р. 1955) |
|
Кукель-Краевский
Юрий Николаевич (р. 1946) |
|
Миляева
Наталия Андреевна (1946—2017) |
|
Кукель-Краевский
Сергей Андреевич (р. 1949) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калинкина
Ирина Александровна (р. 1985) |
|
Кукель-Краевская
Екатерина Александровна (р. 1991) |
|
Кукель-Краевский
Андрей Юрьевич (р. 1979) |
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Болеслав Сергеевич (р. 1975) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Максим Андреевич (р. 2009) |
|
|
|
|
|
Кукель-Краевский
Ермил Болеславович (р. 1999) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
В честь Болеслава Казимировича Кукеля названы сёла в ЕАО и Хабаровском крае .