«Лето»
(
эст.
Suvi
) —
экранизация
повестей
Оскара Лутса
«
» и «
». Вместе с фильмами «
Весна
» и «
Осень
» образует трилогию, экранизирующую цикл повестей Оскара Лутса, который посвящён жизни в приходском центре Паунвере на юго-востоке Эстонии.
Содержание
Сюжет
На родину — в приход Паунвере, хутор Юлесоо («Заболотье») — возвращается из России Йоосеп Тоотс. В России он работал управляющим крупного помещичьего имения. Заработанные там деньги, а также знания и прогрессивный опыт ведения хозяйства Тоотс стремится потратить на то, чтобы сделать бедное отцовское хозяйство процветающим и доходным. На родине Тоотс встречает старых друзей, выросших со времен «Весны», но в общем-то не изменившихся по характерам. Георг Адниэль Кийр остался все таким же кляузником и завистником, но вместе с тем и таким же простофилей. Арно Тали, грустный романтик и мечтатель, стал студентом
Тартуского университета
, оторвался от друзей. А Теэле превратилась в красивую девушку, немного расчетливую, как и надо было ожидать, но такую веселую и очаровательную, что между Тоотсом и Кийром завязывается непримиримое соперничество за её руку и сердце…
Место съёмки
Как и в фильме «
Весна
», роль приходского центра Паунвере «играет» ставший его прототипом в повестях Оскара Лутса сельский поселок
. Натурные съемки проходили непосредственно в нём и в его окрестностях, а также на
Ратушной площади
Тарту
.
В фильме «Лето» Арво Круусементом задействованы те же актеры, что и в снятом им семью годами раньше фильме «
Весна
». В том числе и дети, изображавшие учащихся приходской школы в Паунвере, которые повзрослели вместе со своими персонажами. Это придает особое правдоподобие фильму.
Тем не менее Арво Круусемент рассматривал возможность снять фильм и с другими актерами в ролях Тоотса, Теэле и Кийра, поскольку Рийна Хейн не имела актёрского образования, а Ааре Лаанеметс и Маргус Лепа ещё учились в
Таллинской консерватории
на кафедре сценического искусства. Так, на роль Тоотса пробовался
, на роль Теэле —
, а Кийра мог сыграть
.
В фильме «
Осень
», завершающем трилогию Арво Круусемента по повестям Оскара Лутса, равно как и в повести Лутса «
», средний брат Кийра упоминается как Виктор.
В конце фильма использован следующий прием. Все герои фильма позируют для общей фотографии, и вид этой сцены превращается в фотографию из старинного альбома — черно-белую, тонированную в цвет
сепии
. А затем альбом, с фотографиями действующих лиц и с именами исполнителей, перелистывается под мелодию — один из музыкальных
лейтмотивов
фильма («рейлендер», который играет на
каннеле
Имелик). Этот прием практически без изменений процитирован в фильме
Виталия Москаленко
«
Китайскій сервизъ
».