Interested Article - Две пьесы для малого оркестра
- 2020-06-10
- 1
Две пьесы для малого оркестра ( англ. Two Pieces for Small Orchestra ) — сборник из двух симфонических поэм , написанный Фредериком Делиусом в 1911—1912 годах. Первое исполнение пьес состоялось в Лейпциге в 1913 году .
История
В первом десятилетии XX века Фредерик Делиус был более известен в континентальной Европе , нежели в своей родной Британии: он жил во Франции и добился большей части своего музыкального успеха в Германии . Среди его композиций этого периода ― «Песни заката» ( англ. Songs of Sunset , 1906-07), оркестровое переложение английской народной песни «Brigg Fair» (1907) и «В летнем саду» ( англ. In a Summer Garden , 1908). Делиус завершил первую из своих двух пьес для малого оркестра («Летняя ночь на реке») в 1911 году и работал над второй («Слушая первую кукушку весной») в 1912 году .
Эти две работы были впервые представлены Лейпцигским оркестром Гевандхауза под управлением Артура Никиша 23 октября 1913 года. Несмотря на то, что поэма «Летняя ночь на реке» была закончена Делиусом раньше, в программе концерта она была обозначена под вторым номером. Две пьесы были презентованы под общим названием «Stimmungsbilder» (в переводе ― «картины настроения»). Первое исполнение композиции в Великобритании было представлено Королевским филармоническим обществом на концерте в Куинс-холле 20 января 1914 года под управлением Виллема Менгельберга .
Оркестровая партитура поэм была опубликована кёльнским издательством Tischer & Jagenburg в 1914 году с посвящением музыкальному меценату Генри Балфуру Гардинеру, в 1930 году ноты поэм опубликовало Oxford University Press . В 1914 году Герард Бунк сделал аранжировку пьес для фортепиано соло, в 1930 году Питер Уорлок переложил их для фортепианного дуэта.
Структура
«Летняя ночь на реке»
Поэма была сочинена в 1911 году в Гре-сюр-Луэн . Произведение написано для двух флейт, гобоя, двух кларнетов in B♭, двух фаготов, двух валторн in F и струнных . Оно открывается тихим вступлением в соль мажоре и в размере 12/8. После восьмого такта тональность меняется на до мажор . Тактовый размер на протяжении большей части сочинения ― 6/4, но также встречаются секции в 6/8, 9/8, 3/4 и 4/4 .
«Слушая первую кукушку весной»
Это более длинная из двух пьес, обычное время исполнения которой составляет от шести до семи минут. Музыкант Томас Бичем назвал её самым известным произведением композитора . Оригинальная рукопись пьесы считается утерянной, но сохранилась черновая версия, которая сейчас хранится в Музее Грейнджера в Мельбурне . Существует аранжировка композиции для органа: её сделал в 1934 году Эрик Фенби.
Произведение открывается в тональности до мажор и в размере 6/4 медленным трёхтактовым вступлением. Основная тема («С лёгким плавным движением»), которую поочерёдно исполняют гобой и струнные, изображает звучание кукушки . Вторая тема написана для первых скрипок и взята из норвежской народной песни «В долине Ола», с которой Делиуса познакомил композитор Перси Грейнджер . Этот мотив ранее использовал Эдвард Григ в своих «19 норвежских народных песнях», соч. 66 (в № 14). Грейнджер сравнил две аранжировки песни: «Обработка Грига концентрированная, чистая, миниатюрная и резкая … Переложение Делиуса обладает роскошной насыщенностью» . Бичем сказал о пьесе Делиуса: «Она, конечно, достигает совершенства, хотя я не могу согласиться с суждением одного критика о том, что она демонстрирует силу оркестровки Фредерика в самом лучшем виде».
В 1973 году Лайонел Карли писал: «Где бы ни коренилось вдохновение композитора, при прослушивании [поэмы] инстинктивно возникает английская природная обстановка» . Кристофер Палмер вслед за Грейнджером также сравнил отношение Делиуса и Грига к народной мелодии:
«Первая кукушка» — это не скромная пьеса с народно-песенной наивной свежестью; напротив, она значительно усложнена. Тема «В долине Ола» переплетается с другой, заметно напоминающей творчество Грига, которая появляется в начале, обусловливает ритмическую сущность и определяет общую атмосферу произведения. <…> В отличие от Грига, Делиус весьма свободно обращается с мелодией, создавая мягкое растворение гармонии" .
Примечания
- Threlfall, p. 147
- McVeagh, Diana. от 16 августа 2016 на Wayback Machine , Oxford Dictionary of National Biography , Oxford University Press, 2004. Требуется подписка или .
- Hadley Patrick . от 24 сентября 2015 на Wayback Machine , Dictionary of National Biography , Oxford University Press, 1949. Требуется подписка или .
- Beecham, pp. 166—167
- «London Concerts», The Musical Times , 1 February 1914, p. 117
- Delius, p. 137
- Delius, pp. 137—143
- Beecham, p. 168
- Delius, p. 131
- Heseltine, p. 173
- Carley, Lionel. , Music & Letters , Vol. 54, No. 1 (January 1973), p. 23 (требуется подписка) от 30 апреля 2017 на Wayback Machine
- Palmer, p. 50
Литература
- Beecham, Sir Thomas. . — second. — London : Severn House, 1975. — ISBN 978-0-7278-0073-2 .
- Delius, Frederick. Summer Night on the River // . — Mineola : Dover, 1997. — P. 137–143. — ISBN 978-0-486-29851-1 .
- Threlfall, Robert. . — London : Delius Trust, 1977. — ISBN 978-0-85162-028-2 .
- Grimley, Daniel. Delius and the Sound of Place. — Cambridge and New York : Cambridge University Press, 2018. — ISBN 978-1-108-47039-1 .
- Heseltine, Philip. Frederick Delius. — second. — London : Bodley Head, 1952.
- Palmer, Christopher. . — London : Duckworth, 1976. — ISBN 978-0-7156-0773-2 .
- 2020-06-10
- 1