Interested Article - Ахль аль-Байт

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Ахль аль-Байт (от араб. أهل البيت ‎ ’ахль аль-байт , «люди дома») — принятое в исламской традиции обозначение семейства пророка Мухаммеда . В доисламской Аравии так называли членов правящего в клане семейства.

Определение

Сунниты толкуют понятие «Ахль аль-Байт» расширенно, включая в него близких к пророку Мухаммаду людей. Одни авторы включают сюда алидов (потомков двоюродного брата Мухаммада Али и дочери Мухаммада Фатимы ) и аббасидов (потомков аль- Аббаса — дяди Мухаммада). Другие причисляют к Ахль аль-Байт всех хашимитов . В соответствии с 33 аятом суры «Союзники» членами Ахль аль-Байт являются все жены Пророка . Среди потомков дядей Пророка Мухаммада наиболее влиятельными были потомки ‘Аббаса, в частности его сына ‘Абдуллаха ; самым известным из них был , которого за набожность назвали ас-Саджжадом («Совершающий земные поклоны»), — преследуемый Омейядами , он умер в темнице в 736 году .

Существуют несколько хадисов, в которых Пророк называл Фатиму, Али и их детей Хасана и Хусейна членами своей семьи. В связи с этим большинство шиитов считали Али и его потомков единственными претендентами на власть. Вопрос об исключительных правах Али и его потомков на имамат стал предметом продолжающихся до сегодняшнего дня схоластических споров между суннитами и шиитами. Подавляющее большинство мусульман считают, что духовная власть не может передаваться по наследству и халиф должен прийти к власти так, как это имело место в период правления Праведных халифов .

В период правления династии Омейядов в Халифате сформировалась мощная оппозиция, которая вела борьбу за приведение к власти Ахль аль-Байт. Они разделились на приверженцев Алидов и Аббасидов. В ходе борьбы власть была захвачена Аббасидами. После многих лет преследований и репрессий сторонники Алидов начали процесс догматического закрепления положений шиитского учения. Были написаны богословские сочинения о непогрешимости и абсолютном знании имамов из Ахль аль-Байт, была развита доктрина имамата .

Шииты часто не могли прийти к единому мнению о том, кого именно из многочисленного потомства Али следует объявлять имамами. Каждый действующий имам должен был ясно указать преемника; в большинстве случаев преемник был сыном (реже братом) имама, но даже однозначные указания вызывали споры между сторонниками претендентов. Это привело к распаду шиизма на многочисленные секты, имевшие серьёзные догматические различия. Уже на раннем этапе шиитского движения выделились сторонники Хусайна, сына Али, и его же другого сына — Мухаммада ибн аль-Ханафии ( кайсаниты ). После смерти сына Хусайна — Али Зайн аль-Абидина сторонники хусейнидской ветви Алидов распались на сторонников его сыновей Мухаммада аль-Бакира и Зейда ибн Али ( зейдиты ). Ещё один раскол произошел после смерти сына Мухаммада Бакира — Джафара ас-Садика , когда выделились сторонники его сыновей Исмаила ( исмаилиты ) и Мусы аль-Казима .

Примечания

  1. ↑ .

Литература

Same as Ахль аль-Байт