Interested Article - А у вас который час? (фильм)

«А у вас который час?» ( кит. трад. 你那邊幾點 , пиньинь Nǐ nà biān jǐ diǎn , англ. What Time Is It There? ) — тайваньский драматический фильм режиссёра Цай Минляна , впервые показанный на Каннском кинофестивале в 2001 году .

Сюжет

Уличный продавец наручных часов в память о случайно встреченной девушке, уехавшей во Францию , задается целью переставить все часы в Тайване на парижское время.

Его мать, потерявшая мужа, гладит аквариум с огромной рыбиной, уверенная, что в неё переселился дух умершего. Девушка спит ранним утром на скамейке в Люксембургском саду , а её чемодан медленно плывёт по пруду.

В ролях

  • Ли Каншэн Сяо-Кан
  • Чэнь Шианчуй — Шианг-Чжи
  • Лу Ицзин — мать
  • Мяо Тянь отец
  • Сесилия Ип — женщина в Париже
  • Джерри Чань — мужчина в метро
  • Цай Гуй — проститутка
  • Артур Нозисель — мужчина в телефонной будке
  • Давид Ганансия — мужчина в кафе
  • Чао-И Цай — владелец магазина часов
  • Куо-Чэн Хуан — толстяк
  • Жан-Пьер Лео Жан-Пьер / мужчина на кладбище

Интерпретация

В « А у вас который час? » Цай Минлян , во-первых, развивает намеченные уже в ранних фильмах темы одиночества и отчуждения в современных городских условиях, а во-вторых, следует эстетике европейских режиссёров, в частности Вима Вендерса и Микеланджело Антониони . Однако, как отмечает Андрей Плахов , по сравнению с предыдущими картинами, в этом фильме Цай Минлян значительно расширяет пространство действия и дробит повествование на две географические точки — Тайбэй и Париж . Сяо-Кан после встречи с Шианг-Чжи и её дальнейшего отъезда в Париж стремится реконструировать их связь и переводит все попадающиеся ему часы на парижское время. Такого рода действия приводят к трансцендирующему событию, а именно: в конце фильма «девушка живьём видит в Париже умершего отца парня, который помогает ей с помощью зонтика подцепить и спасти чемодан, упавший в фонтан» .

Подобная реконструкция касается не только линии парень-девушка, Тайбэй-Париж. Мать Сяо-Кана со смертью своего мужа впадает в депрессию . После того, как Сяо-Кан переводит часы в их доме, у матери появляется навязчивая идея, что умерший муж пытается связаться с ней через опосредующие объекты. Таким образом, возникает второй вариант реконструкции, который условно можно обозначить как посюстороннее-потустороннее. Мать Сяо-Кана приглашает в дом монаха, оставляет на ночь еду на столе, замуровывает квартиру от внешних источников света и агрессивно реагирует на упрёки сына по поводу её действий. Кульминацией же становится сцена мастурбации в спальне на фоне портрета мужа.

Однако подобные события приводят героев не к счастью, а, напротив, лишь констатируют их экзистенциальное одиночество и невозможность полноценного контакта. Экзистенциальное одиночество в фильме связывается также с проблематикой коммуникации. Можно даже сказать, что они являются оборотными сторонами друг друга, однако при этом каждая из них расширяет и дополняет другую.

Так, линию матери Сяо-Кана можно представить одновременно и как скорбь , и как имитацию контакта. Её действия носят утешительный и в то же время иллюзорный характер — реконструкция образа мужа ни к чему не приводит и она лишь больше замыкается на самой себе в рамках одной квартиры. Сам Сяо-Кан, с одной стороны, реконструирует образ девушки и Парижа, в который она уехала (перевод часов, просмотр фильма Франсуа Трюффо « Четыреста ударов » с Жан-Пьером Лео , которого Шианг-Чжи также встречает на кладбище Пер-Лашез ), а с другой, занимается сексом с проституткой в машине. При этом его действия так же ни к чему не приводят. Связь с девушкой устанавливается лишь опосредованно — через призрак отца; а секс с проституткой имеет под собой исключительно товарно-денежные отношения. Наконец, Шианг-Чжи проявляет свои чувства к встреченной в Париже женщине, которая пригласила её к себе в номер, однако оказывается отвергнутой. Таким образом, данные линии можно резюмировать в следующую схему: имитация-фальшь-отвержение. Ситуация с Шианг-Чжи в наибольшей степени выражает идею фильма, которую метафорически можно обозначить кадром из « Затмения » Антониони, когда герои Моники Витти и Алена Делона целуются через стекло. Герои фильма Минляна оказываются в похожем, онтологическом состоянии заброшенности — стремлению к контакту, порой даже искреннему, препятствуют различные опосредованные элементы: смерть, обмен, отвержение. Данный экзистенциальный накал подчёркивается Минляном не только сюжетно, но и визуально. Эстетическая структура фильма изобилует средними и общими планами , статической камерой, изображением пустынных улиц и коридоров, а также фиксацией одиночества героев как в композиции кадров (например, сцена с Сяо-Каном на крыше), так и в их повседневных практиках, что также позволяет отнести картину Минляна к парадигме « медленного кино ».

Такого рода ощущение царящего в современном мире отчуждения в целом характерно как для мировых режиссёров, так и для , представители которой оказались в пограничной ситуации между более традиционным укладом жизни материкового Китая и стремительным переходом к капитализму , либерализму и тесным связям с США и другими западными странами. В этом смысле можно вспомнить один из самых репрезентативных фильмов на эту тему: « » (1991) Эдварда Янга .

Восприятие

Фильм был хорошо принят критиками. На сайте Metacritic у фильма 79/100 . На сайте Rotten Tomatoes рейтинг свежести фильма составляет 85 % на основе 54 рецензий. Итоговый рейтинг 7.1/10. Консенсус критиков гласит: «Хотя просмотр фильма и требует особого терпения, однако исследование темы одиночества в „ А у вас который час? “ является одновременно изящным и завораживающим» .

Награды

Примечания

  1. . Редакция – Журнал «Сеанс . Дата обращения: 26 декабря 2022. 26 декабря 2022 года.
  2. Дата обращения: 26 декабря 2022. 26 декабря 2022 года.
  3. (англ.) . Дата обращения: 26 декабря 2022. 26 декабря 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as А у вас который час? (фильм)