Гогенцоллерны
- 1 year ago
- 0
- 0
Гаятри-сахасранама ( санскр. गायत्री सहस्रनाम , IAST : gāyatrī-sahasranāma , «Тысяча имён богини Гаятри») — священный ритуальный текст индуизма , одна из сахасранам-стотр , обращённая к одной из самых популярных богинь Индии , богине (англ.) . Гимн включён в состав Девибхагавата-пураны (книга XII, глава 6, стихи 10-155).
Главы с первой по седьмую XII-ой книги Девибхагавата-пураны представляют собой жестко скомпановый раздел, целиком посвящённый различным практикам, связанным с
Гаятри-мантрой
:
Текстуально текст Гаятри-сахасранамы из Деви-бхагавата-пураны стоит несколько особняком среди остальных сахасранама-стотр. Причина в том, что большинство сахасранам построены по принципу либо простого перечисления имён (имена перечисляются вперемешку, не в алфавитном порядке — как, например, в « Вишну-сахасранама-стотре »), либо все имена в гимне начинаются с какой-либо определённой буквы алфавита деванагари (как, например, одна из « Ганеша-сахасранама-стотр ».) Текст же Гаятри-сахасранамы построен с учётом особенностей построения алфавита деванагари — все имена расположены в алфавитном порядке , за исключением последних восьми — Гаятри, Савитри, Парвати, Сарасвати, Источник-Вед, Прекраснобёдрая, Святая-Гаятри, Высшая-Матерь (6,155) — что указывает на то, что эти имена являются наиболее важными для обозначения Богини.
Все имена, перечисленные в Гаятри-сахасранаме, можно разделить на несколько категорий:
Также существует Гаятри-сахасранама, отличающаяся от гимна из Деви-бхагавата-пураны. Так, если в тексте Деви-бхагаваты 1008 имён и они перечисляются согласно алфавиту, то вторая Гаятри-сахасранама, во-первых, приводит только 1000 имён, и, во вторых, последовательность имён отличается — так, полностью отсутствуют имена, начинающиеся на гласные звуки, и имена перечислены не в порядке следования букв алфавита деванагари.
Рецитация Гаятри-сахасранамы довольно популярна в шактийской и шайва -шактийской среде — она читается во время домашних и храмовых богослужений (как пудж , яджн , так и абхишеки ), во время праздников, и как элемент личной садханы — в некоторых школах её читают как составную часть Сандхьяванданам (во время Гаятри-упастханы). Часто чтение Гаятри-сахастранамы предваряют чтением Гаятри кавачи (из 3-й главы), Гаятри-стотры (из 5-й главы) и совершают Гаятри-ньясу (согласно главе 4).
Гаятри-сахасранама-стотра может просто читаться так, как записана в самом тексте Деви-бхагавата-пураны, так и как сахасранама-стотра-вали : в этом случае имена читаются в дательном падеже с добавлением « oṃ » перед именем и « namaḥ » — после. Так же при чтении гимна как стотра-вали можно добавить после « oṃ » и перед самим именем биджа-мантру « klīṃ », например :
oṃ klīṃ nityañānāyai namaḥ ..
oṃ klīṃ nirupaṇāyai namaḥ ..
oṃ klīṃ nirguṇāyai namaḥ ..
oṃ klīṃ narmadāyai namaḥ .. 378-381