Interested Article - Ряженье
- 2021-02-01
- 1
Ря́женье , ряжение — обрядовое перевоплощение внешнего облика человека с помощью масок, одежды и других атрибутов.
В традиционной культуре народов Европы характерно для Рождественского поста (см. Адвент ), Масленицы и особенно Святок (см. Коляда , Щедрый вечер , Крещенский вечер ), известно также в обрядах семицко - троицкого и пасхального комплексов; реже встречается при дожинках и в рамках осенних праздников. У всех славян ряженье известно как обязательный элемент свадьбы . В некоторых локальных зонах ряженье происходило во время похорон .
История
Традиция имеет древние корни , в частности связана с европейскими хэллоуином , шабашами , карнавалами (восходящими к венецианскому карнавалу и сатурналиям ), маскарадом . По всей видимости, восходит к античным ритуальным мистериям , обрядовым шествиям, праздникам окончания сельскохозяйственного сезона, возможно имеет какие-то древние магические корни для связи с богами .
Для ряженья были характерны: облачение в необычные костюмы; сокрытие лица под маской; нанесение на открытые участки тела красок или сажи ; употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов; неупорядоченные произвольные телодвижения (подскоки, прыжки, верчения, пританцовывания и т. п.) .
Способы ряженья
Среди многообразных способов ряженья важнейшим является надевание маски. Она служила как для создания конкретного образа (ср. признаки внешнего подобия в масках «козы», «аиста», «черта», «еврея» и т. п.), так и для сокрытия лица участника обряда, желавшего остаться неузнанным. Женщины обычно избегали ношения масок: «Мужики в масках, а мы-то ходим, платками завесимся и идём... Закосынкаемся [накинем косынки] и волосы распустим» (рус. архангел.) .
Лицо могли скрывать и другими способами: перекидывали вперёд волосы; прятались под редким полотном, ситом; закутывали голову в платок; занавешивали лицо мычками конопли; надвигали низко на глаза меховую шапку с длинным ворсом; спускали на лицо траву надетого на голову венка; раскрашивали себя до неузнаваемости — чернили лица сажей, дёгтем, мазали свёклой, белилами, обсыпали мукой. Выражение закрывать глаза (рус. вологод.) означает 'рядиться': в д. Трифоново Ивановского района поощрялось участие в рождественском ряженье, считалось, что «если глаз не закроешь, дак все грехи не спадут» .
Обряды
Ряженые колядовщики, которые ходили по дворам, исполняя специальные песни — колядки , — это пришельцы из другого мира, души умерших предков. Поэтому и угощения их хозяевами — это скорее задабривание ряженых, чтобы они покровительствовали их семье, скоту и будущему урожаю. Нарядиться означало скрыть своё истинное лицо, быть не узнанным, потому что под масками и личинами скрывались отнюдь не соседские парни или девчата, а души умерших предков , спустившихся на землю. И приходят они из самого рая, из зимы в лето .
В Белоруссии на вопрос хозяина «кто вы такие?» ряженые порой отвечали:
Оригинал
Мы люд не просты — з далёкага краю.
Людцы ўсе сталыя, з-пад самага раю.
Ідзём мы ад пана Года,
Што носіць бараду,
Шыроку, як лапату,
Сіву і касмату.
Мы к лету ідзём,
Казу вядзём і радасць нясём.
Ці шырокі сцены, каб нам патанцаваць?
Ці добрая гаспадыня, каб нас пачаставаць? [ источник не указан 1099 дней ]Перевод
Мы люд не простой — из далеких краёв.
Люди все бывалые, из-под самого рая.
Идём мы от пана Года,
Что носит бороду,
Ширóку, как лопату,
Сиву и мохнату.
Мы к лету идём,
Козу ведём и радость несём.
Широки ли стены, чтобы нам потанцевать?
Хороша ли хозяйка, чтобы нас угощать?
Ряженые обходили дома или появлялись на молодёжных посиделках . Готовили костюмы и маски заранее. В течение первых трёх дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодёжь «рядилась». Парни — солдатами, купцами, цыганами, стариками горбатыми, бабами, а «натуральные бабы и девицы» — птицами (журавлём, курицей), цыганками с ребёнком. Популярны были также костюмы животных — медведя, волка, козы, быка, кобылы. Ряженые «слонялись по всему селу» .
«Собственно ряженье для ряда районов явилось основной чертой, выделяющей святочные вечёрки из зимних (в особенности это характерно для средней России и Поволжья, хотя и русский Север в известной мере характеризуется этим)», — писал В. И. Чичеров. Но ряженье не было принадлежностью одних только святок. Ряженые местами сопровождали «поезд» с соломенным чучелом на Масленицу, ходили на Масленицу по дворам; ряженые же обходили дворы накануне Петрова поста в конце русальной недели ; женщины и девушки на « Казанскую » надевали святочные маски и разыгрывали представления свадеб. Наконец, на настоящей свадьбе тоже было принято рядиться .
Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком , медведь с вожаком «и при нём деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивались попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя .
См. также
- Сурваки — ряженье под Новый год в Болгарии
- Кукер — ряженье на святки и Масленицу в Болгарии
- Курентованье — словенский ритуал изгнания зимы, аналог Масленицы
- Бушояраш — празднование шокцев в Мясопуст (Масленицу)
- Вучаренье — ряженый обход с чучелом волка в Сербии
- Крампус — ряженье на Рождество в альпийском регионе
- Звончары — отпугивание злых духов зимы в Хорватии
- — ряженье на Николу зимнего в Австрии
- Шорыкйол — марийский праздник с ряженьем
- Перхта — легендарная фигура германской и славянской мифологии
- Ряженое
Примечания
- ↑ , с. 519.
- .
- , с. 553.
- , с. 110.
- , с. 754, 755.
- Перевод В. Лобачёва .
- ↑ , с. 325.
Литература
- Бромлей Ю. В. Народные знания. Фольклор народное искусство. Вып.4 / общ. ред. Ю. В. Бромлей, Г. Штробаха. — М. : Наука, 1991. — 167 с.
- Ряжение / Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 519—525. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Громыко М. М. . — М. : Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2 .
- Велецкая Н. Н. , Языческая символика славянских архаических ритуалов — М.: Наука, 1978
- Капица Ф. С. , Колядич Д. М. История мировой культуры. — М. : АСТ: Слово, 2010. — 610 с. — ISBN 978-5-17-064681-4 .
- Мадлевская Е. Л. Святки // . — М. : Мидгард, Эксмо, 2005. — С. —755. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9 .
- Лодка // Некрылова А. Ф. и Савушкина Н. И. Народный театр — М. : Советская Россия, 1991
- / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М. : Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3 .
- Соколов Ю., Шор Р. Драма народная // : В 11 т., 1929—1939. — М. : Изд-во Ком. Акад., 1930.
- 2021-02-01
- 1