Interested Article - Па-де-катр (балет)

Шарлотта Гризи, М. Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито на литографии Шалон , Лондон, 1845

«Па-де-катр» ( фр. Pas de Quatre ) — дивертисмент на музыку Цезаря Пуни балетмейстера Жюля-Жозефа Перро (1845); одноимённая постановка Антона Долина (1941) .

Летом 1845 года в Лондоне одновременно оказались четыре известных балерины: Мария Тальони , Карлотта Гризи , Фанни Черрито , из Дании приехала ученица Августа Бурнонвиля Люсиль Гран .

Директор « театра Её Величества » (Her Majesty’s Theatre) решил собрать четырёх звёзд на одной сцене для выступления перед английской королевой Викторией .

Жюль-Жозеф Перро выполнил этот специальный высочайший заказ и поставил балетный дивертисмент, каждая из вариаций которого наиболее выгодно раскрывала артистические и технические возможности четырёх знаменитых танцовщиц. Чтобы не обидеть соперниц по сцене, их имена написали не по очерёдности, а по кругу. Вариации не нумеровались и назывались именами балерин.

Музыку заказали Цезарю Пуни. Премьера состоялась 12 июля 1845 года . В театре собрался весь свет лондонского общества. Пресса была восторженной.

Романтический балет нельзя определённо назвать совсем бессюжетным. Каждый образ раскрывал характер балерины, общий танец и чередование вариаций представляли логичное единство действия.

Начало и конец дивертисмента представляли собой застывшую картинную общую позу. Танец балерины начинали вместе, кода была написана в «испанском стиле», с кастаньетами в оркестре.

Образы и вариации

Школа Бурнонвиля отличалась филигранной техникой и мелкими прыжками, в вариации Люсиль Гран было множество pas de bourres и антраша́ .

В 1847 году вариацию Люсиль Гран исполняла Каролина Розати .

Шарлотта Гризи была балериной-актрисой, она также обладала хорошим голосом и выступала в опере, но будучи женой Перро, дебютировала в специально поставленной для неё роли Жизели. Её вариация была плавной, артистичной и состояла из арабесков , балансе и нескольких туров.

Танец Фанни Черрито отличался яркостью, темпераментностью и виртуозностью исполнения балетных pas. Вариация для неё была написана в форме вальса на 3/4, и состояла из балансе и лёгких прыжков.

Воздушный образ Сильфиды — Тальони, парящей над землёй, был использован хореографом с акцентом на фиксации балериной позы арабеска на пуантах. На первый взгляд, эта вариация самая простая.

В 1846 году «вариация Тальони» стала вставной в балете « » Адана , в театре « Ла Скала ».

Дальнейшие постановки

Киноплёнку изобрели гораздо позднее, записей балета не осталось. Спектакль не был репертуарным, а примы-балерины не мечтали о преемственности балета, поставленного специально для них.

Тем не менее, в 1936 году спектакль поставили К.Лестер и труппа Алисии Марковой — Долина, ( Манчестер ).

Этот вариант постановки в редакции К.Лестера в 1946 году исполняла Алисия Алонсо на сцене Ковент-Гардена с , Б. Фоллис и . Затем балет поставили в « », Парижской Опере , датском Королевском балете , , Национальном балете Канады и в .

Постановка Долина

В 1941 году Антон Долин поставил свою версию балета:

«Это не реконструкция, а скорее фантазия, основанная на исторических материалах и интуиции хореографа» .

Версия была перенесена в Русский балет Монте-Карло , где партии исполняли ( Люсиль Гран ), Мия Славенска ( Карлотта Гризи ), Александра Данилова ( Фанни Черрито ) и Алисия Маркова ( Мария Тальони ).

Версию «по Долину» возобновил в 1957 году М. Люипар в . В 1961 году балет был поставлен в лондонском Фестиваль-балете , где партии исполняли Алисия Маркова , Н. Рябушинская, П. Хинтон и Н. Россана [ уточнить ] . В 1971 году балет был поставлен в Балетной труппе Пенсильвании , в 1972 году — в Нью-Йоркском городском балете , где партии исполнили Карла Фраччи , Виолетт Верди , и Э. д’Антуоно [ уточнить ] .

Балет в Петербурге

В 1966 году балет был возобновлён «по Долину» в театре им. Кирова , первыми исполнительницами были:

Габриэла Комлева , Наталия Большакова , Нина С. Груздева (Санина), Алла Сизова .

Следующее возобновление было в 1978 году на балерин:

Ирину Колпакову , Аллу Сизову , Валентину Ганибалову , Ольгу Искандерову .

Версия Алонсо

В 1966 году балет под названием Grand Pas de Quatre («Гран-па-де-катр») поставила Алисия Алонсо в . Эта версия представляет собой симбиоз «классической» версии и «стиля Алисии Алонсо»: «Перро-Лестер-Долин-Алонсо».

Первые исполнительницы:

, , Лойпа Араухо , М. Мартинес.

«Гран-па-де-катр» был многократно показан в России, последний раз 2 августа 2011 года на новой сцене Большого театра состоялся гала-концерт «Viva Alicia!».

Примечания

  1. . — Балет. Энциклопедия, 1981. — 624 с. — 100 000 экз. 5 июня 2016 года.
  2. Суриц Е.Я. Всё о балете = словарь-справочник / под редакцией Ю.И.Слонимского . — Л. : «Музыка», 1966. — С. 389. — 454 с. — 28 000 экз.
  3. Назывался так с 1944 года, потом The Washington Ballet, с 1976 года: . Архивировано из 13 сентября 2012 года.
  4. . Московский Академический Музыкальный Театр. 13 сентября 2012 года.
  5. А. Фирер. // « Российская газета » : газета. — М. , 2011. — Август ( вып. 169 , № 5545 ).

Литература

  • Суриц Е.Я. Всё о балете = словарь-справочник / под редакцией Ю.И.Слонимского . — Л. : «Музыка», 1966. — С. 421. — 454 с. — 28 000 экз.
  • . — Балет. Энциклопедия, 1981. — 624 с. — 100 000 экз.
Источник —

Same as Па-де-катр (балет)