Иванова, Людмила Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Изабелла Никола̀евна Ивано̀ва (урожденная Пивова̀рова) (1929—2006) — советский и российский дирижёр , хормейстер , педагог, музыкальный деятель. Заслуженный работник культуры РСФСР ( 1985 ), Лауреат всесоюзных конкурсов самодеятельного художественного творчества.
Изабелла Николаевна Иванова родилась в Смоленске , в семье военнослужащего. До 11 лет жила в Смоленске . Накануне Великой Отечественной войны отца перевели в Брест . Он считается пропавшим без вести .
После окончания семи классов общеобразовательной и музыкальной школ в Бресте Изабелла Николаевна Иванова в 1946 г. поступила в Музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова в Москве . Занималась в классах фортепиано и хорового дирижирования. После его окончания с отличием в 1949 г. поступила в Московскую консерваторию на факультет хорового дирижирования. Среди её педагогов — народный артист СССР Владислав Геннадьевич Соколов .
Получив и здесь диплом с отличием, И. Н. Иванова в 1954 г. вместе с мужем Евгением Павловичем Ивановым переехала в Иваново . До 1984 г. работала преподавателем хоровых дисциплин (дирижирование, хоровая литература, чтение хоровых партитур, хоровая аранжировка) в Ивановском музыкальном училище. Среди её учеников — хормейстеры А. М. Жуковский , А. А. Нуждина, С. Г. Троицкий, Е. Н. Бобров и др .
В 1959 г. создала городской хор текстильщиков (позднее — народная хоровая капелла ), с которым выступала в Кремлёвском Дворце съездов ( 1963 ), в Колонном зале Дома Союзов в Москве , на ВДНХ СССР , в Дни советской культуры в Польше ( 1975 ), на фестивале рабочих хоров им. в Венгрии ( 1976 ), на Всесоюзном радио и Центральном телевидении . Хор был удостоен звания лауреата первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся .
В 1969 г. фирма Мелодия выпустила долгоиграющую пластинку с записью хора. С 1965 г. по 1970 г. Иванова была руководителем самодеятельности , а также детской хоровой студии "Орленок" . Руководила сводными хорами (500—600 чел.) во время больших торжественных концертов, дирижировала одновременно хором и симфоническим оркестром .
С 1992 г. по 2006 г. работала хормейстером в хоровой капелле мальчиков и юношей при городском дворце детского и юношеского творчества . За это время капелла получила статус хоровой школы, стала лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, победителем межрегионального этапа всероссийского хорового конкурса «Поющее детство», выезжала на гастроли в Италию и Швейцарию , выступала с концертными программами по линии международного культурного фонда Святителя Николая .
В 1958 — 1974 гг. И. Н. Иванова - ответственный секретарь Ивановского отделения Всероссийского хорового общества , с 1974 г. по 1987 г. — его председатель .
Почетный член Всероссийского хорового общества , Лауреат Ивановской городской премии «За личный вклад в развитие культуры и искусства г. Иванова» в 2004г (своего рода региональный аналог премии «Триумф» ) , , . Заслуженный работник культуры РСФСР (1985г) . Награждена орденом «Знак Почета» (1976 г.) .
Работая с хором текстильщиков , И.Н. Иванова разработала свою методику, которую регулярно использовала на репетициях .
Всем без исключения певцам (даже тем, кто не был знаком с нотной грамотой ) выдавались хоровые партии , и новички приобщались к произведению сначала пассивно, зрительно, а затем, постепенно постигая музыкальную грамоту, уже сознательно. Это помогало одновременно осваивать и изучаемый материал, и нотную грамоту. Изабелла Николаевна писала на доске две-три ноты на нотном стане , пропевала их сама, проигрывала на рояле, а затем эти ноты пропевал хор. Затем разбирались упражнения по учебнику сольфеджио , который выдавался на репетиции каждому хористу. Хор знакомился с так называемой венгерской системой сольфеджирования , согласно которой каждый жест руки обозначает определенную ноту. Например, сжатый кулак, повернутый вниз — «до», положенная горизонтально ладонь — «ми», Поднятый вверх указательный палец — «си» и так далее. Усвоив эти жесты, хористы легко пели упражнения по руке дирижёра, привыкая лучше слышать и строить интервалы . Такой разминке на каждой репетиции уделялось 15-20 минут.
Затем начинался второй этап, распевание. Сперва альты и басы : альты от «ля» малой октавы , басы — от «ля» большой октавы. С «до» первой октавы включались партии сопрано и теноров . На «ми» первой октавы прекращали петь басы, а альты — на «ми» второй октавы. Тенора и сопрано продолжали, соответственно, до «ля» первой и «ля» второй октавы. Затем упражнение пропевалось в обратном порядке. Во время распевания хористы учились округлять гласные звуки «а», «е», «и», «у», правильно формировать звук, овладеть певческим дыханием. Большое внимание уделялось обработке согласного «р» в сочетании с гласными. Для этого использовали упражнения- скороговорки типа: «вез корабль карамель, посадил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели». Особое внимание уделялось распеванию канонов , гармонических последовательностей на четыре голоса («Со вьюном я хожу» Римского-Корсакова, «Где-то еле слышно колокольчики-бубенчики звенят» В.Соколова и др.). Для выработки внимания применялся такой прием: хор пел какое-либо упражнение, и в самом неожиданном месте дирижёр давал знак остановки: надо было замереть именно в этот миг. Нюансы также отрабатывали в первом цикле репетиции: от пияно к сфорцандо , затем вновь до двух пиано, потом на крещендо до фортиссимо .
Остальное время, примерно два часа, посвящалось собственно разучиванию новых произведений и повторению старых. Сначала мужская и женская части хора занимались раздельно, каждая часть – со своим хормейстером , причем с мужчинами занимался мужчина, а с женщинами – женщина. Важен был «живой» пример хормейстера, профессионально владеющего вокальной техникой. Во второй половине репетиции все партии хора соединялись и начиналась работа над общим строем, которую проводил художественный руководитель вместе с пианистом. Для выработки чистоты интонации неоднократно повторялись трудные для интонации места в той или иной партии (например, хроматизм ), в замедленном темпе выстраивались аккорды. Одновременно шла работа над дикцией, и после этого - «отточка» нюансов. Важный метод работы - пропевание разучиваемого произведения с закрытым ртом (например, басы пели текст, а остальные – с закрытым ртом) и наоборот. Если мелодию называют сердцем вокального произведения, то дикцию – его душой. Слушателю далеко небезразлично, о чём рассказывает хор, а передать содержание может лишь отличная дикция. Работу над четким и ясным произношением текста велась ежечасно, ежеминутно. В ритме разучиваемого произведения текст «проговаривался»: все слова на одной высоте, при этом каждая буква утрировалась, окончания слов на согласные «т», «р», «п», «б» подчеркивались. Художественная отделка произведения занимала почти треть (а иногда и больше) времени общей работы над ним. Особенно трудно было добиться в самодеятельном хоре верного звучания пиано. Для этого использовалась такая методика: сначала хор пел с закрытым ртом, в уме произнося текст, затем хор пел уже сам текст в той же силе звучания, что и с закрытым ртом. Благодаря этому полнокровнее звучало и форте.
Вместе с хором Изабелла Николаевна Иванова работала с большим и разнообразным репертуаром, в который входили и двухголосные песни, и восьмиголосные всемирно известные музыкальные шедевры a capello . Хор текстильщиков с большим вкусом исполнял произведения a capello П.Чайковского («Ночевала тучка», «Не кукушечка»), О.Лассо («Эхо») , В.Калинникова («Жаворонок», «Зима»), В.Шебалина («Зимняя дорога»), В.Мурадели («Ответ на послание декабристов»), А.Пескова («Баллада о солдате»), А.Пахмутовой («Песня-сказ о Мамаевом кургане»). Исполнялись произведения и с местным симфоническим оркестром : «Сцена под Кромами» из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов», кантата "Весна" С.Рахманинова , фрагменты из оперы «Вадим» Г.Крейтнера и т.д. Особое место в репертуаре коллективов, которыми руководила И.Н.Иванова, занимали песни о родном крае, об Иваново . Огромной теплотой и непередаваемым лиризмом проникнуто исполнение Хором текстильщиков "Песни об Иваново" (музыка С.Охомуша, слова А.Крючковского), произведения, которое во второй половине XX века стало неофициальным гимном Родины Первого Совета .
Изабелла Николаевна Иванова на протяжении почти четырёх десятилетий проводила кропотливую работу по вовлечению простых ивановцев в академическое музыкальное творчество. Она воспитала огромную плеяду музыкантов-хормейстеров высокого класса, передала своим воспитанникам навыки и знания лучших хоровых музыкальных традиций . Её усилиями хоровая музыка стала популярной в текстильном рабочем городке, ивановцы активно приобщались к музыкальному классическому наследию. "Прекрасный педагог, тонкий музыкант, чуткий, интеллигентный человек - таких людей, как Изабелла Николаевна, на свете мало, и их нельзя не помнить", - сказал, открывая концерт, посвященный 80-летию И.Н.Ивановой, её ученик, руководитель камерного хора "Шереметев-центра" ИГХТУ Евгений Бобров .