Като, Эмири
- 1 year ago
- 0
- 0
Го Като ( яп. 加藤剛 , настоящее имя — Такэси Като яп. 加藤 剛(かとう たけし ; 4 февраля 1938 года — 18 июня 2018 года ) — японский актёр театра, кино и телевидения. Получил известность в 1960-х — 1990-х, главным образом в фильмах самурайской тематики: « » (1965, реж. Хидэо Гося ), « Бунт самураев » (1967, реж. Масаки Кобаяси ), « Кровавый конец » (1969, реж. Сацуо Ямамото ), « » (1972, реж. ) и др. Актёр был успешен и в кинолентах других жанров, например в антивоенных драмах «Беглец» (1965, реж. Миёдзи Иэки ), « Война и люди » (1970—1971, реж. Сацуо Ямамото), «Дети, которые остались» (1983, реж. Кэйсукэ Киносита ); криминальных драмах режиссёра Ёситаро Номуры « Алая камелия » (1964), « Тени внутри нас » (1970), « Крепость на песке » (1974) и др. За заслуги в области культуры и искусства удостоен Медали почёта с пурпурной лентой (2001) и Ордена Восходящего солнца IV степени (2008) .
Като родился и вырос в центральной части Японии (префектура Сидзуока) в большой деревенской семье школьного учителя. Семейство насчитывало 9 человек: отец Синъитиро (из семьи потомственных землевладельцев, потерявших большую часть своих сельхозугодий во время реформ, поначалу отец преподавал в местной начальной школе, а в последние годы жизни был директором этого учебного заведения), мать Сэцу (домохозяйка) и семеро детей. У Го Като (при рождении — Такэси Като) были четыре старшие сестры, старший брат и младший брат. Большое семейство Като располагало довольно просторным домом (800 квадратных метров) и садом со множеством деревьев. С детских лет мальчик был приучен к труду. Он часто помогал матери на кухне и также работал в поле. Отец хотел, чтобы сын стал врачом, поэтому изначально побеспокоился о его хорошем образовании, отправив мальчика учиться в токийскую среднюю школу Койсикава ( ). В Токио к тому моменту уже жила старшая сестра, овдовевшая во время войны и открывшая салон красоты в столичном районе Бункё . Она то и взяла брата под свой патронаж.
После окончания средней школы Като продолжил получать образование, поступив на литературный факультет Университета Васэда . С хорошими внешними данными, по японским меркам высокий (173 см.), юноша был членом спортивного клуба университета и поначалу не интересовался ни театром, ни тем более актёрской профессией. Но, однажды его сокурсники попросили помочь в проведении студенческого театрального фестиваля и Като заинтересовывается творческой работой настолько, что на четвёртом курсе учёбы перевёлся на отделение драмы. В 1961 году , после окончания Университета Васэда юноша пошёл учиться актёрскому ремеслу в школу при знаменитом столичном театре «Хайюдза». С 1964 года он становится членом труппы этого театра . Принял участие в нескольких театральных постановках в качестве одной из главных звёзд театральной труппы . Ещё учась в актёрской школе, с 1962 года начал сниматься в кино и на телевидении.
Был убедительным , исполнив главную роль Кадзи в мини-сериале «Удел человеческий» (1962, по произведению Дзюмпэя Гомикавы , сериал был снят буквально по следам одноимённого нашумевшего киноэпоса режиссёра Масаки Кобаяси ). Именно в этой работе его приметил и пригласил к себе на съёмки легендарный кинорежиссёр Кэйсукэ Киносита (фильм « Легенда или быль? », 1963 ). В 1964 году Го Като сыграл заметные роли у того же Киноситы в «Запахе благовоний» (роль Эдзаки) и в детективной ленте Ёситаро Номуры « Алая камелия » (инспектор полиции Аоки). В том же году получил премию «Новый артист» от Ассоциации кинематографистов Японии. Его актёрское мастерство полностью раскрылось в роли солдата Ясуси Хориути в военной драме «Беглец» ( 1965 , реж. Миёдзи Иэки ), после чего он получил прозвище «Тацуя второго поколения» (в качестве первого подразумевается популярный Тацуя Накадай ).
В советском прокате демонстрировались две киноленты с участием Го Като: «Восставшие» и «Трудная любовь». Самурайская драма режиссёра Масаки Кобаяси « Бунт самураев » ( 1967 , в нашем прокате — «Восставшие») где показана трагическая история двух самураев, отца (его сыграл выдающийся Тосиро Мифунэ ) и сына (в исполнении Го Като), которые вопреки феодальному кодексу морали и поведения восстают против несправедливого требования феодала и гибнут, дала возможность блеснуть молодому актёру новыми гранями своего дарования. По мнению киноведа Инны Генс , большого специалиста по японскому кино (она автор ряда книг о японском кинематографе) Го Като в этом фильме показал себя настоящим мастером . В то же время она весьма критично отнеслась к его работе в мелодраме « Синобугава » ( 1972 , в прокате СССР — «Трудная любовь») о трудностях любовных взаимоотношений между студентом Тэцуро (роль которого исполнил Го Като) и официантки Сино (актриса Комаки Курихара ). По мнению Инны Генс, роль Тэцуро актёру явно не удалась. Как она отмечает: «Мы не ощущаем ни страданий героя, ни его духовного возрождения, вызванного любовью к героине» .
Его популярность возросла, когда он сыграл главную роль в исторической дороме «Оока Этидзэн» (大岡越前), которая транслировалась телекомпанией TBS с 1970 по 1999 гг. и насчитывала 402 серии по 54 мин. Он также сыграл в сериале телекомпании NHK «Ветер, облака и радуга» (1976), исполнив главную роль, реального исторического лица Тайра-но Масакадо , лидера самураев периода Хэйан , который был одним из организаторов антиправительственного заговора в Киото и был убит в 940-м году .
Высоко была оценена японской критикой роль пианиста Эриё Ваги, убившего своего отца в криминальной драме режиссёра Ёситаро Номуры «Крепость на песке» (1974). После, в 1980-е гг. актёр был необычайно активным и создал на экране множество ярких кинообразов: журналист в фильме «И отец, и мать» (1980) и Такаси Нагаи в антивоенной драме «Дети, которые остались» (1983, режиссёр обоих лент — Кэйсукэ Киносита); Сайтё в историческом байопике «Кукай» (1984, реж. Дзюнъя Сато) на материале IX века о жизни крупного религиозного деятеля, монаха Кукая, основателя школы буддизма Сингон; роль Сунскэ в семейной драме «История Дзиро» (1987, реж. Токихиса Морикава) и др.
Вплоть до последних лет жизни Го Като продолжал выступать на сцене театра «Хайюдза». В 1980-е успехом пользовались спектакли «Волна/Моя любовь» ( 1982 ), «Врата/Моя любовь» ( 1983 ) и «Сердце/Моя любовь» ( 1987 ), составляющих трилогию по пьесам Юдзо Ямамото . в 1992 году за работу над этими спектаклями был удостоен театральной премии «Кинокуния» и премии от министра образования и культуры . В 1995 году успешен был в постановке « Корчак », сыграв заглавную роль польского доктора, который погиб в газовой камере концентрационного лагеря . В 2014 -м году он выступил вместе со своим младшим сыном Раем Като в спектакле «Учитель из Оридзанин» . Го Като обладает рядом театральных наград.
За более чем полувековую карьеру в кинематографе Го Като снялся по японским меркам в небольшом количестве фильмов — около 50-ти, но в его активе гораздо больше работ на телевидении.
Го Като умер в возрасте 80 лет 18 июня 2018 года в 10:30 по токийскому времени от рака жёлчного пузыря .
В 1968 году Го Като вступил в брак со своей сокурсницей актрисой театра и актрисой озвучивания Макико Ито (р. 17.03.1937). В этом браке были рождены два сына: Рё Нацухара (р. 21.07.1975) и Рай Като (также выступает под псевдонимом Сансиро Рай, р. 16.07.1980). Оба сына — актёры.
Год | Русское название | Оригинальное название | Название на ромадзи | Английское название в международном прокате | Режиссёр | Роль |
---|---|---|---|---|---|---|
1960-е годы | ||||||
1962 | « » | 娘と私 | Musume to watashi | My Daughter and I | друг дочери | |
« » (ТВ мини-сериал) | 人間の條件 | Ningen no jôken | The Human Condition | Такэси Абэ | Кадзи | |
1963 | « Легенда или быль? » («Легенда о дуэли со смертью») | 死闘の伝説 | Shitô no densetsu | A Legend or Was It? | Кэйсукэ Киносита | Хидэюки Сонобэ |
1964 | « » (ТВ мини-сериал, Франция—Япония) | Vol 272 (фр.) | Жан-Жак Вьерн, Митио Кога | Тосио | ||
« » (фильм в двух частях) | 香華 (香華 前後篇) | Kôge | The Scent of Incense | Кэйсукэ Киносита | Эдзаки | |
« Алая камелия » («Пять лепестков камелии») | 五瓣の椿 | Goben no tsubaki | The Scarlet Camellia | Ёситаро Номура | Аоки, инспектор полиции | |
1965 | «Меч зверя» ( в России — « ») | 獣の剣 | Kedamono no ken | Sword of the Beast | Хидэо Гося | Дзюрата Яманэ |
« » | 逃亡 | Tōbō | The Runaway | Миёдзи Иэки | Ясуси Хориути | |
1966 | « » (ТВ фильм) | わが心のかもめ | Waga kokoro no kamome | Сакаэ Окадзаки | Киёси Китахара | |
« » | ヒロシマ一九六六 | Hiroshima ichi kyū roku roku | Косэй Сираи | Кадзуо Таока | ||
1967 | « Бунт самураев » («Восставший») | 上意討ち 拝領妻始末 | Jôi-uchi: Hairyô tsuma shimatsu | Samurai Rebellion | Масаки Кобаяси | Ёгоро Сасахара |
« » (ТВ сериал) | 北斗の人 | Hokuto no hito | Мика Хироватари | Сусаку Тиба | ||
1968 | « » (ТВ сериал) | 男はつらいよ | Otoko wa tsurai yo | It's Tough Being a Man | Синъити Кобаяси | Каору Фудзимура, возлюбленный Фуюко |
1969 | « Кровавый конец » | 天狗党 | Tengu-tô | Blood End | Сацуо Ямамото | Гэндзиро Када |
1970-е годы | ||||||
1970 | « Тени внутри нас » | 影の車 | Kage no kuruma | The Shadow Within | Ёситаро Номура | Юкио Хамадзима |
« Война и люди. Часть 1: Увертюры судьбы » | 戦争と人間 第一部 運命の序曲 | Senso to ningen: Unmei no jokyoku | Men and War | Сацуо Ямамото | доктор Хаттори | |
1971 | « Война и люди. Часть 2: Любви и печали гор и рек » | 戦争と人間 第二部 愛と悲しみの山河 | Senso to ningen II: Ai to kanashimino sanga | Men and War, Part Two | Сацуо Ямамото | Тацуо Хаттори |
« » | 黒の斜面 | Kuro no shamen | Black Picture Album | Масахиса Саданага | Такаси Цудзии | |
1972 | « » | 子連れ狼 子を貸し腕貸しつかまつる | Kozure Ôkami: Ko wo kashi ude kashi tsukamatsuru | Sword of Vengeance I | Икию | |
« Синобугава » (в советском прокате — «Трудная любовь») | 忍ぶ川 | Shinobugawa | The Long Darkness / Shinobugawa | Кэй Кумаи | Тэцуро | |
« » | 子連れ狼 死に風に向う乳母車 | Kozure Ôkami: Shinikazeni mukau ubaguruma | Lone Wolf and Cub: Baby Cart to Hades | Магомура Камбэй | ||
1973 | « » | 忍ぶ糸 | Shinobu-ito | Long Journey into Love | Ёдзо | |
« » | 日本侠花伝 | Nihon kyôka den | The Blossom and the Sword | Тоёхико Кагава | ||
1974 | « Крепость на песке » | 砂の器 | Suna no utsuwa | The Castle of Sand | Ёситаро Номура | Эриё Вага |
1975 | « Окаменелость » (ТВ фильм и киновариант) | 化石 | Kaseki | The Fossil | Масаки Кобаяси | рассказчик (голос за кадром) |
1976 | « » (ТВ сериал) | 風と雲と虹と | Kaze to kumo to niji to | Т. Кисида, Т. Мацуо, М. Оохара | Тайра-но Масакадо | |
« » | 北の岬 | Kita no misaki | The North Cape | Кэй Кумаи | Мицуо | |
1978 | «Нидзаэмон Кумокири» ( в России — « Бандиты против самураев ») | 雲霧仁左衛門 | Kumokiri Nizaemon | Bandit vs. Samurai Squad | Хидэо Гося | Садоноками Окубо |
1979 | « » | 子育てごっこ | Kosodate gokko | The Proper Way | Тадаси Имаи | Синкити Ёсии |
« » | 衝動殺人 息子よ | Shodo satsujin: Musuko yo | My Son! My Son! | Кэйсукэ Киносита | Накатани | |
« » («Пруд демона») | 夜叉ヶ池 | Yasha-ga-ike | Dragon Princess | Масахиро Синода | Акира Хагивара | |
1980-е годы | ||||||
1980 | « » (ТВ сериал) | 獅子の時代 | Shishi no jidai | The Lion Era | М. Симидзу, Ю. Сигэмицу, Т. Мацухаси и др. | Ёсиаки Кария |
« » | 父よ母よ! | Chichi yo haha yo! | The Young Rebels | Кэйсукэ Киносита | журналист | |
1981 | « » (ТВ фильм) | 関ヶ原 | Sekigahara | Sekigahara | С. Камосита, И. Такахаси | Мицунари Исида |
1983 | « » | 天城越え | Amagi goe | Amagi Pass | Харухико Мимура | доктор |
« » | この子を残して | Kono ko wo nokoshite | Children of Nagasaki | Кэйсукэ Киносита | Такаси Нагаи | |
1984 | « » | 空海 | Kūkai | Koho Daishi | Дзюнъя Сато | Сайтё |
1986 | « » | 新・喜びも悲しみも幾歳月 | Shin yorokobimo kanashimimo ikutoshitsuki | Big Joys, Small Sorrows | Кэйсукэ Киносита | Ёсиаки |
1987 | « » | 次郎物語 | Jirō monogatari | The Story of Jiro | Сунскэ | |
1989 | « Смерть мастера чайной церемонии » | 千利休 本覺坊遺文 | Sen no Rikyu: Honkakubô ibun | Death of a Tea Master | Кэй Кумаи | Орибэ Фурута |
« » | ハラスのいた日々 | Harasu no ita hibi | Haras | Томио Курияма | Кэндзи Токуда | |
1990-е годы | ||||||
1992 | « » | 復活の朝 | Fukkatsu no asa | Nurses and Doctors | Такэси Ёсида | Кёдзю Ёсиока |
« » (ТВ фильм) | 命のビザ | Inochi no biza | The Visas That Saved Lives | Кацуми Охяма | Сугихара | |
1993 | « » («Цветение в лунном свете») | わが愛の譜 滝廉太郎物語 | Waga ai no uta - Taki Rentaro monogatari | Bloom in the Moonlight | Синъитиро Саваи | Ёсихиро Таки |
1995 | « » (анимэ) | アンネの日記 | Anne no nikki | The Diary of Anne Frank | Акинори Нагаока | Отто Франк (голос) |
1997 | « » | 草刈り十字軍 | Kusakari jūjigun | Кадзуо Ёсида | Харануки Адати | |
2000-е годы | ||||||
2000 | « » | アカシアの町 | Akashia no machi | Сосаку Савада | ||
«---» | 郡上一揆 | Gujō ikki | Скэдзаэмон | |||
2003 | « » | ウイニング・パス | Uiningu pasu | Синъити Накада | доктор Хаяси | |
2004 | «---» | 同窓會 | Dôsôkai | Кан Мукаи | Сюнскэ | |
2006 | «---» | アダン | Adan | Сё Игараси | Сумитомо | |
2007 | « » | 日本の青空 | Nihon no aozora | Санаэ Хирата | Ивасабуро Такано | |
2009 | « » («Несломленный») | 沈まぬ太陽 | Shizumanu taiyô | The Unbroken | Сэцуро Вакамацу | Фукадзава |
« » | いのちの山河 日本の青空II | Inochi no sanga Nihon no aozora II | Ютака Оосава | Ивасабуро Такано | ||
« » (ТВ сериал) | 坂の上の雲 | Saka no ue no kumo | Clouds Over the Hill | М. Сато, Т. Като, Т. Сибата и др. | Хиробуми | |
2010-е годы | ||||||
2011 | « » (ТВ сериал) | 南極大陸~神の領域に挑んだ男と犬の物語~ | Nankyoku tairiku: Kami no ryouiki ni idonda otoko to inu no monogatari | Antarctica: The Story of Dogs and Men Who Challenged the Field of God | Кацуо Фукудзава | |
2012 | « » (ТВ мини-сериал) | 負けて、勝つ 〜戦後を創った男・吉田茂〜 | Makete, katsu: Sengo wo tsukutta otoko Yoshida Shigeru | Нобуаки Макино | ||
2013 | « » («Великое путешествие») | 舟を編む | Fune wo amu | The Great Passage | Юя Исии | Томоскэ Мацумото |
2016 | « » (ТВ фильм) | 百合子さんの絵本 | Yuriko san no ehon | Yuriko´s Picture Book | Цуёси Янагава | Сасаки |
2018 | « » | 今夜、ロマンス劇場で | Kon'ya, romansu gekijô de | Tonight, at the Movies | Хидэки Такэути | старый Кэндзи |