Interested Article - Ивачёв, Павел Андреевич
- 2020-08-29
- 1
Па́вел Андре́евич ( Андриа́нович ) Ивачёв (4 ноября 1844 года, село Колыванской шлифовальной фабрики , Томская губерния , Российская империя — 2 августа 1910 года, Петергоф ) — русский художник, заведующий выставками Передвижников , управляющий камнерезными фабриками.
Биография
Павел Андреевич (в ранних прижизненных документах именуется Андриановичем) Ивачёв родился 4 ноября 1844 года в селе при Колыванской шлифовальной фабрике на юге Томской губернии в семье потомственных камнерезов. Пройдя обучение в Колыванском училище, затем в Барнаульском горном училище, в 1867 году Ивачёву удалось получить стипендию Кабинета Его Императорского Величества и поступить на учёбу живописи в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге . В то же время в академии обучались многие ставшие впоследствии знаменитыми художники, такие как Марк Антокольский , Иван Крамской , Архип Куинджи , Владимир Маковский , Василий Поленов , Илья Репин , Василий Суриков и другие. За время обучения Ивачёв был неоднократно награждён — так, в 1869, 1870 и 1872 годах он получал по две серебряных медали. В 1872 году меценат Михаил Сидоров заказал у двух учеников Академии — Ивачёва и Сурикова — серию из 12 картин, посвящённых жизни императора Петра Великого и приуроченных к его 200-летию. Картины были написаны за четыре месяца, и в дальнейшем была издана книга с их литографическими репродукциями. Однако, поскольку картины не были подписаны, до сих пор до конца не известно, какие из них написал Ивачёв, а какие Суриков (хотя часто многие из картин — например, «Пётр Великий перетаскивает суда из Онежского залива», находящуюся в собрании Государственного Русского музея , или «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова » из собрания Государственного литературного музея — приписывают Сурикову как впоследствии более известному) .
В 1873 году Ивачёв окончил обучение в Академии, получив звание классного художника 2-й степени за картину « Давид играет на гуслях перед Саулом », однако остался в Академии с целью продолжения обучения камнерезному искусству. В 1877 году вернулся на родину и до 1880 года работал на Колыванской шлифовальной фабрике, занимаясь техническими вопросами, после чего вернулся в Санкт-Петербург, где в течение года преподавал в Академии художеств. С 1882 по 1886 год работал в Товариществе передвижных художественных выставок , членами которого были многие его друзья по Академии. Под руководством Ивачёва были организованы 31 выставка картин членов товарищества. В его обязанности входил отбор картин для выставок, организация их проведения, а также продажа экспонатов — так, именно Ивачёв выступал посредником между художниками Карлом Брюлловым и Иваном Шишкиным с одной стороны, и галеристом Павлом Третьяковым — с другой .
В 1886 году Ивачёв снова вернулся на Колыванскую шлифовальную фабрику — на этот раз в качестве управляющего. Под руководством Павла Андреевича на фабрике было выполнено множество художественных изделий: так, в 1889 году была изготовлена ваза из красного мрамора с пьедесталом из зелёно-волнистой яшмы, которая сейчас находится в одном из залов Нью-Йоркской фондовой биржи ; в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго были представлены изделия фабрики, которые получили бронзовую медаль и диплом; в 1900 году на Всемирной выставке в Париже экспонировалась ваза из коргонского порфира , сегодня находящаяся в собрании Эрмитажа . С 1892 по 1909 годы на фабрике были изготовлены 54 детали из яшмы и порфира для храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, в том числе 16 колонн. При фабрике работали ремесленный класс и художественное училище, в котором сам Ивачёв преподавал рисование. В 1902 году к столетию фабрики Ивачёвым в соавторстве с архивариусом Главного управления Алтайского горного округа Николаем Гуляевым была написана и издана книга «Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае: Краткий исторический очерк, составленный к столетию фабрики». Вместе с тем, на протяжении всей работы Ивачёва во главе фабрики, он не переставал слать сообщения в Петербург, настаивая на новых заказах для неё, поскольку считал, что фабрика недозагружена .
В 1902 году Павел Андреевич был переведён по его просьбе на Петергофскую гранильную фабрику , мотивируя это проблемами со здоровьем и более мягким климатом в Петергофе. На этой фабрике под руководством Ивачёва продолжалось производство художественных изделий для храма Спаса на Крови. Павел Андреевич Ивачёв скончался 2 августа 1910 года. Его архив хранится в Колыванском музее камнерезного дела .
Примечания
- . Государственный Русский музей . Дата обращения: 24 января 2023. 24 января 2023 года.
- . Госкаталог.рф . Дата обращения: 24 января 2023. 22 июня 2019 года.
- ↑ Ольга Панина, директор Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае. // Алтайская правда. — 2016. — 23 апреля. 1 июня 2017 года.
- ↑ Художники Алтайского края: Биобиблиографический словарь / Сост. Бордюкова Н. А. и др.. — Барнаул: Алтайский дом печати, Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В. Я. Шишкова, 2006. — Т. 2. — С. 582. — 647 с. — ISBN 5-98550-026-8 .
- 2020-08-29
- 1