Ивашкин, Александр Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Васильевич Ивашкин ( 17 августа 1948 , Благовещенск — 31 января 2014 , Лондон ) — советский и российский виолончелист , дирижёр, музыковед; доктор искусствоведения ( 1993 ).
Окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (1971) по двум специальностям: как виолончелист и музыковед. Занимался также дирижированием в Московской консерватории в классе Г. Н. Рождественского , Б. Э. Хайкина и В. К. Полянского . Кандидат искусствоведения (1979). Доктор искусствоведения (1993). В 1978—1991 годах соло-виолончель оркестра Большого театра и художественный руководитель камерного ансамбля «Солисты Большого театра» (совместно с дирижёром А. Н. Лазаревым ), а также ведущий музыкальный критик журналов « Музыкальная жизнь » и « Советская музыка ». В 1990—1999 годах профессор виолончели и камерного ансамбля в Университете Кентербери в Новой Зеландии. С 1999 года профессор и руководитель факультета исполнительства Голдсмит-колледжа Лондонского университета и директор Центра русской музыки при нём . Гастролировал как виолончелист более чем в 40 странах. С 1995 года — художественный руководитель .
Умер от рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве .
Как исполнитель являлся, главным образом, специалистом по музыке XX века. Им осуществлены мировые премьеры произведений Джона Кейджа , Маурисио Кагеля , Кшиштофа Пендерецкого , Арво Пярта , Эдисона Денисова , Софьи Губайдулиной , Гии Канчели , Габриэля Прокофьева, Александра Раскатова , Владимира Тарнопольского , Николая Корндорфа , Фараджа Караева , Дмитрия Смирнова , Виктора Екимовского , а также многочисленных сочинений ведущих композиторов Австралии и Новой Зеландии — Питера Скалторпа , Бретта Дина , Ларри Ситского, Джиллиан Уайтхед , Крис Кри-Брауна, Бриджид Бизли (записанных на двойном компакт-диске в альбоме «Под Южным Крестом»). Среди записей Ивашкина — все сочинения для виолончели и фортепиано Прокофьева ( 1994 , с пианистом Тамашем Вешмашем), Александра Черепнина ( 1999 , с пианистом Джеффри Тозером), Николая Рославца ( 2001 , с пианисткой Татьяной Лазаревой), Рахманинова ( 2004 , с пианистом ); виолончельные концерты Вивальди, Гайдна, Шумана, Эльгара, Чайковского, Гречанинова , Мясковского ; все виолончельные концерты Шостаковича , включая оркестровки Концерта Шумана и Концерта Тищенко ; все виолончельные концерты Прокофьева; все виолончельные концерты Шнитке, включая Диалог, Концерт на Троих и Concerto Grosso № 2 (совместно с Татьяной Гринденко ); все виолончельные концерты Канчели. Особое значение для Ивашкина имела фигура и музыка Альфреда Шнитке , посвятившего ему Третий гимн для виолончели в сопровождении ансамбля и сочинение для виолончели-соло «Klingende Buchstaben».
Несколько особняком стояла работа музыканта с наследием Иоганнеса Брамса : на основании архивных разысканий Ивашкин реконструировал первоначальную версию Двойного концерта Брамса для скрипки и виолончели с оркестром (Op. 102), написанную исключительно для виолончели с оркестром, и впервые исполнил её в родном городе композитора Гамбурге в 2004 г.и позднее в Москве (Большой Зал Консерватории, с оркестром Симфонической капеллы России, февраль 2005) и в Петербурге (с Заслуженным коллективом республики оркестром Петербургской филармонии, февраль 2007).
Постоянно выступал как солист с ведущими оркестрами многих стран. Среди них — Заслуженный коллектив республики оркестр Санкт-Петербургской филармонии , Симфонический оркестр Мариинского театра , Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии , Симфонический оркестр Большого театра , Государственная академическая симфоническая капелла России , Оркестр Русская Филармония (Москва) , Уральский Симфонический оркестр (Екатеринбург), оркестр Гамбургской филармонии (Германия), Берлинский симфонический оркестр (Германия), Филармонический оркестр Южной Вестфалии (Германия), Нидерландский филармонический оркестр , Симфонический оркестр Итальянского радио в Турине , Симфонический оркестр ВВС в Лондоне, Лондонский филармонический оркестр , ведущими оркестрами Австралии (Перт, Хобарт, Мельбурн) , Новозеландским симфоническим оркестром , Кейптаунским Филармоническим оркестром (Южная Африка), Симфоническим оркестром в Рено (США), Боулдере (США), Нью-Джерси (США), Филармоническим оркестром Виннипега (Канада), с Национальным Оркестром Венесуэлы, с Женевским , Лондонским, Флорентийским, Новозеландским и Амстердамским камерными оркестрами, камерным оркестром «Пентадр» (Монреаль, Канада), а также с московской Студией Новой Музыки, Камерным оркестром Кремля, Камерным оркестром «София» .
Ивашкин также концертировал как дирижёр в России, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Армении и Азербайджане.
Как музыковед дебютировал брошюрой о жизни и творчестве Святослава Кнушевицкого (М.: Музыка, 1977), за ней последовала аналогичная работа о Данииле Шафране ( 1980 ); в дальнейшем Ивашкин также подготовил две книги о Мстиславе Ростроповиче — в Германии к его 70-летию (Rostrospective: On the Life and Achievement of Mstislav Rostropovich. Frankfurt-Schweinfurth: Reimund Maier Verlag, 1997. — 142 pp. ) и в Японии к 80-летию (Rostropovich. — Tokyo: Shunjusha Publishing Company, 2007. — 280 pp.). Монографии Ивашкин посвятил Кшиштофу Пендерецкому ( 1983 ) и Чарльзу Айвзу ( 1991 ). Однако особое место в трудах Ивашкина, как и в его исполнительской работе, занимает Альфред Шнитке. В 1987 г. он опубликовал в издательстве «Советский композитор» аннотированный каталог сочинений композитора (переиздан в Милане в 1988 г.). В 1993 году в Турине, в 1996 г. в Лондоне вышли популярные книги Ивашкина о Шнитке, а в 1994 г. Ивашкин подготовил и напечатал книгу «Беседы с Альфредом Шнитке», выдержавшую к 2006 г. ещё четыре издания, в том числе в Германии (1998), США (2002) и Японии (2003). В 2004 году под редакцией Ивашкина был опубликован сборник статей Альфреда Шнитке о музыке. В общей сложности им опубликованы 18 книг и более 200 статей. С 2007 года Ивашкин являлся главным редактором Собрания Сочинений Альфреда Шнитке, выпускаемого издательством Композитор (Санкт Петербург) совместно с архивом Шнитке в Лондонском университете.