Улица впервые упоминается в 1754 году. В начале своей истории называлась Большой Кузнечной (
нем.
Große Schmiedestraße
) в связи с тем, что ранее в районе этой улицы при пересечении с современной
улицей Тербатас
располагались кузнечные мастерские. Большая часть ремесленников, проживавших по периметру этой улицы, занимались преимущественно этим ремеслом. На перекрёстке Большой Кузнечной и Большой Песочной (
будущей Александровской, затем Бривибас
) располагались Рауенские ворота (ворота Раунас). В конце XVIII века вела в сторону Банной улицы (ныне —
улица Кришьяня Барона
), затем была продлена до Московского предместья. Нынешняя
, расположенная у Ивановского кладбища, до построения
железной дороги
была частью улицы Гертрудес.
После сноса городских укреплений и реализации
проекта реконструкции рижского центра
на месте старого церковного здания к 1864 году был воздвигнут новый
храм Святой Гертруды
. В 1885 году была переименована в Гертрудинскую в честь этой лютеранской церкви, построенной на специальной восьмиугольной площадке на пересечении с Церковной улицей (ныне
улица Базницас
) по проекту главного рижского архитектора
Иоганна Даниэля Фельско
. Святая Гертруда, покровительница путешественников, всегда почиталась в Риге, и в городе сохранилось два посвящённых ей
храма
.
Некоторое время Петербургское предместье носило название Гертрудинского.
[
источник не указан 444 дня
]
Застройка улицы относится преимущественно к концу XIX — началу XX столетия, когда в градостроительной практике преобладал
латышский национальный романтизм
, представлявший собой местное этнографическое ответвление
модерна
, в концепции которого построено большинство рижских многоэтажных доходных домов в период до
Первой мировой войны
. Доминантой улицы является
Старая Гертрудинская церковь
, построенная в 1885 году по проекту главного рижского архитектора
Иоганна Даниэля Фельско
.
Достопримечательности
В доме № 3 с 1920 по 1961 год проживал выдающийся латышский лингвист
Ян Эндзелин
. В этом же доме с 1923 по 1944 проживал классический латвийский композитор
Язеп Витолс
.
В доме № 9 жила действительный член Академии наук Латвии, глава представительства Еврокомиссии в Латвии с 2011 по 2018 год
Инна Штейнбука
.
В доме № 16, построенном по проекту
Николая Герцберга
в 1912 году, с 1921 по 1945 год со своей второй женой — немкой Антониной Эрхард — жил эмигрировавший из России
Николай Богданов-Бельский
(1868−1945)
.
В доме № 19-21 (архитектор
Рудольф Донберг
) в 1930-х годах располагалась шоколадная фабрика Рубинштейна «Рига»
.
Жилой дом № 23/25 на перекрёстке с улицей
Акас
(именуемый также домом Кемпеля) построен в 1909 году по проекту
Эйжена Лаубе
в стиле
национального романтизма
и является памятником архитектуры государственного значения. На месте этого дома раньше находился колодец, из которого крестьяне и путешественники брали воду для лошадей перед въездом в город. Так получила название улица Акас — «Колодезная»
. В Доме Кемпеля годы снимали квартиры выдающиеся представители рижской интеллигенции, в том числе здесь жил известный латвийский историк, писатель и переводчик профессор
Арведс Швабе
.
Дом полностью реконструирован в 2013 году российскими инвесторами
.
На месте дома № 27 до постройки каменного здания находилось первое в России производство двухколесных велосипедов, которое создал инженер-механик из Кулдиги
Александр Лейтнер
, в 1896 году получивший золотую медаль с формулировкой «За хорошую работу и чистую отделку велосипедов, а также за почин производства велосипедов в России». Перед началом Первой мировой войны на фабрике Лейтнера выпускали 18 тысяч велосипедов. Можно сказать, что велосипед был одним из символов Риги
.
Доходный дом № 34, построен для К. Свирловского в 1911 году, архитектор
Я. Алкснис
. Типичный пример так называемого вертикального
модерна
с симметричным фасадом в исполнении Алксниса на улице Гертрудес
. Начиная с 1910 года вертикализм стал доминирующим направлением в архитектуре рижского модерна
.
Доходный дом № 36, построен в 1907 году, архитектор
. Образец
латышского национального романтизма:
два эркера с обнажёнными элементами стальных несущих конструкций выделяются на фоне асимметричного фасада, отделанного тёмно-серой штукатуркой грубой фактуры
.
Дом № 38 построен по проекту архитектора-немца
в стиле
латышского национального романтизма
: два эркера с обнажёнными элементами несущих стальных конструкций выделяются на фоне асимметричного фасада, отделанного грубой тёмно-серой штукатуркой
.
В доме 69/71 проживал латвийский советский писатель
Андрей Упит
.
В доме № 85 с 1925 по 1934 год проживал латвийский хоровой дирижёр
Екабс Медыньш
.
(латыш.)
(xls).
.
Рижская дума
(1 января 2016). Архивировано из
12 апреля 2016 года.
↑
(неопр.)
.
akas8.com
. Дом Пашкова (2020). Дата обращения: 18 января 2021.
28 января 2021 года.
Вевере, Людмила Юрьевна.
(рус.)
.
www.facebook.com
(17 января 2020). Дата обращения: 18 января 2021.
(неопр.)
.
www.latvio.ru
(17 марта 2016). Дата обращения: 18 января 2021.
10 мая 2021 года.
Алексей Биньковский.
(рус.)
.
Facebook
(29 декабря 2021). Дата обращения: 4 января 2022.
4 января 2022 года.
↑
Крастыньш, Янис
.
Национальный романтизм
// Стиль модерн в архитектуре Риги / Т.А. Гатова. — Монография-справочник. — Москва: Стройиздат, редакция литературы по градостроительству и архитектуре, 1987. — С. 169, 119. — 275 с. —
25 000 экз.
Крастыньш, Янис
.
Национальный романтизм
// Стиль модерн в архитектуре Риги / Т.А. Гатова. — Монография-справочник. — Москва: Стройиздат, редакция литературы по градостроительству и архитектуре, 1987. — С. 29—30, 111-157. — 275 с. —
25 000 экз.
Литература
Rīgas ielas. 3. sējums. — Mārupe: Drukātava, 2009. — С. 138-140. —
ISBN 978-9984-798-86-8
(латыш.)