Interested Article - Беной (тайп)
- 2020-12-08
- 1
Беной ( чечен. Бе́ной ) — один из наиболее многочисленных чеченских тейпов , который входит в тукхум Нохчмахкахой с родовым центром в селе Беной Ножай-Юртовского района , Чеченской Республики . Тейп имеет свою родовую гору Бенойлам .
Расселение
Чеченский краевед , педагог и народный поэт А. С. Сулейманов , зафиксировал представителей тайпа в следующих населённых пунктах: Бено-Юрт , Бердакел , Балансу , Бачи-Юрт , Гелдаган , Гребенская , Гудермес , Гойты , Старые Атаги , Джугурты , Иласхан-Юрт , , Ойсхара , Гой-Чу , Старая Сунжа , Старогладовская , Танги-Чу , Аргун , Центарой , Урус-Мартан , Цоци-Юрт , Шали , Алхан-Кала , Алхан-Юрт .
Собственно беноевские населенные пункты: Бена , Беной-Ведено , Булгат-Ирзу , Гуржи-Мохк , Денги-Юрт , Корен-Беной (левый берег реки Гумс), Лем-Корц , Оьла махка (О-махка), Оси-Юрт , Пачу , Стерч-Керч , Чилла кӀажа, Ожи-Юрт .
-
Гуржи-Мохк
-
Мечеть в Беное
-
Беной-Ведана
История
Согласно советским данным конца 1980-х годов, тайпы Беной и Гендарганой являлись крупнейшими в Чечне, численность которых оценивалось по 100 тысяч человек. Уже в начале 1990-х историк Далхан Хожаев писал, что Беной является самым крупным по численности в чеченском этносе [ уточнить ] . Данную версию Хожаева подтверждают и некоторые современные историки Чечни. Представители тайпа долгое время играли одну из ведущих ролей в общественной жизни региона. Беной широко расселились почти во всех населённых пунктах на равниной части Чечни. Больше всего представителей этого тайпа проживают в городе Урус-Мартан . Беноевцы поколение племени Нахче на Кавказе .
Кавказская война
Беноевцы всегда отличались закоренелой к царской России неприязнью и покорились позже всех других, когда весь Восточный Кавказ был уже покорен. Для спокойствия в крае было решено переселить родовое село тайпа Беной на новое месте и поэтому жители его были расселены по разным аулам Чечни .
Как отмечают известные чеченские ученые Ш. А. Гапуров и Х. С. Умхаев, беноевские переселенцы на новых местах оказались без земельных угодий и с наступлением весенне-полевых работ, во избежание голодной смерти, беноевцы решили вернуться в родные места. В ночь с 7 на 8 мая 50 семейств, переселенных в аул Даттых и поселенных у нефтяных колодцев, внезапно вернулись снова в родовое село Беной .
Имперские власти потребовали от беноевцев немедленно вернуться на прежние места выселения. Однако беноевцы отказались выполнить этот приказ и пытались решить проблему путем мирных переговоров с русскими. Но российские власти отказали: для них поведение беноевцев было формой протеста, которую надо было подавить любым путем, дабы другим переселенцам «неповадно было» .
Возвратившись на свои земли беноевцы через посредников просили царские власти не переселять их, хотя они и знали о жестокостях и ненависти генерала Н. И. Евдокимова к горцам. Байсунгур Беноевский знал и видел тяжелое и унизительное положение своих односельчан, доведенных войной до нищенского состояния, почти до голодной смерти. Ранее беноевцы были одними из самых обеспеченных и состоятельных среди всех чеченских обществ, благодаря своей прекрасной земле и трудолюбию .
На все требования и просьбы беноевцев оставить их жить на родных землях царские власти отвечали категорическим отказом, не шли с беноевцами ни на какие компромиссы. Власти целенаправленно провоцировали беноевцев на неповиновение, вели дело к вооруженным столкновениям .
В то же время власти стали готовиться к вооруженному подавлению народных выступлений. С целью предупредить народные волнения и подготовиться к столкновению местное руководство временно остановило инженерные и дорожные работы и под видом учебных лагерей собрало два отряда в Среднем военном отделе. В этих условиях беноевцы во главе с наибом Байсунгуром начали готовиться к защите своего аула и хуторов .
Полковник Головачев который на тот момент являлся начальником Ичкеринского округа, в 5 июня 1860 года докладывал начальнику Терской области Н. И. Евдокимову о том что имеет сведения, что соседние ауховцы доставляют им хлеб, закупая в аулах Андреевой (ныне Эндирей) и Ташкичу (ныне Аксай). Ауховцы так сочувствуют делу беноевцев, что они, вот-вот, если не все, то часть их последуют примеру беноевцев .
Деление
Тайп разветвляется на 9 родов : Жоби, Уонжби, Iасти, Ати, Чопал, Очи, Дёвши, Эди, Гурж-махкхой.
Примечания
- ↑ Сулейманов, А. С. Топонимия Чечни. — Грозный : ГУП «Книжное издательство», 2006.
- , с. 553.
- , с. 482.
- , с. 327.
- , с. 501.
- , с. 494.
- , с. 629.
- , с. 454.
- , с. 445.
- , с. 307.
- , с. 504.
- , с. 510.
- , с. 511.
- , с. 406.
- , с. 466.
- , с. 632.
- , с. 398.
- , с. 493.
- , с. 402.
- , с. 498.
- , с. 487.
- , с. 535.
- , с. 457.
- , с. 317.
- Далхан Хожаев . Роль беноевского тайпа в истории чеченского народа. — 1993.
- А.Гранат. Настольный энциклопедический словарь том 1 А-Ботнический заливъ (неопр.) / А.Гарбель и К. — Москва, 1891. — С. 510. — 662 с.
- ↑ , с. 2.
- ↑ , с. 2,3.
- ↑ , с. 3.
- Фурман Д. Е. Чечня и Россия : общества и государства. — 1999 — С. 99
Литература
- Ю. У. Дадаев . // Вестник института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН : журн. — Махачкала, 2017. — № 1 (49). — С. 28—35. — УДК . — ISSN .
- Сулейманов, А. С. : [ 7 ноября 2014 ]. — Нальчик : Эль-Фа, 1997. — 682 с. — 1000 экз. — ISBN 5-88195-263-4 .
- 2020-12-08
- 1