Аминта (сын Антиоха)
- 1 year ago
- 0
- 0
Аменхоте́п, сын Хапу ( ег. Imn ḥtp wr) (ок. 1460 —1357 до н. э.) — древнеегипетский сановник эпохи Нового царства , выдающийся архитектор и писец , достигший вершин чиновной карьеры при фараоне Аменхотепе III и обожествлённый после смерти.
Не путать с Аменхотепом Хеви и .
Аменхотеп родился в нижнеегипетском городе Атрибисе во время правления царя Тутмоса III (1458—1425 годы до н. э.) в семье Хапу и его жены Иту . Её почитали, как богиню счёта и письменности Сешат . Аменхотеп, сын Хапу может приходиться родственником визиря Ра-мосе .
Карьера Аменхотепа началась в родном городе, где он был писцом и затем занял должность верховного жреца местной ипостаси Хора Хенти-Ирти . Считается приверженцем культа бога мудрости Тота ; писцу вменялось авторство книг по магии .
При Аменхотепе III (1388—1351 гг. до н. э.) перебрался в Фивы . В первые годы правления фараона привлёк его внимание выдающимися познаниями и получил пост « Придворного писца фараона », затем — « Верховного писца рекрутских наборов ». В числе его функций были также другие аспекты администрирования и охраны границ. Являлся ближайшим советником фараона и « наставником царской дочери и царской супруги » Ситамон .
Носил титулы « начальник всех работ царя » и « царский уполномоченный » в Карнаке, то есть был главным архитектором. Известные постройки:
Он стоял за организацией праздника хеб-сед — «юбилея» 30‑го года правления стареющего Аменхотепа III.
Аменхотеп Хапу умер предположительно на 34-м году правления Аменхотепа III (ок. 1357 г. до н. э.), достигнув возраста 80 лет .
Две статуи Аменхотепа, сына Хапу в позе писца найдены с северной стороны 10 пилона в южной части Карнакского храма . Архитектор руководил возведением этого пилона, а также двух колоссов фараона Аменхотепа III в южной части храма. Милостью фараона Аменхотепу, сыну Хапу позволено возводить свои статуи в Карнакском храме, а также выстроить богатую усыпальницу и заупокойный храм на западном берегу Фив царского некрополя. В его неоконченной гробнице сохранились лишь некоторые рисунки.
В эпоху Птолемеев Аменхотеп, сын Хапу почитался богом исцеления, наравне с мудрецом Имхотепом , соотносился с греческим богом медицины Асклепием . В Дейр-эль-Бахри ему выстроили святилище , куда приходили люди, ища исцеления. Имя Аменхотепа, сына Хапу встречается в заупокойном храме Рамсеса III ( XX династия ), отчего позже арабы назвали местность Мединет-Абу , то есть город Хапу.
Приписываемые Аменхотепу изречения имели хождение ещё в птолемеевский период. Традиция также приписывала ему обретение 167 главы « Книги мёртвых ».
Его культ первоначально ограничивался областью Фив, где в его заупокойном храме продолжали поклоняться в течение по крайней мере трех столетий после его смерти, о чём свидетельствует дошедший до нашего времени царский декрет периода XXI династии , и касающийся этого святилища. Затем часовня в его честь была воздвигнута в более раннем храме женщины-фараона Хатшепсут (в Дейр эль-Бахри ) . Культ «равных богам» мудрецов Имхотепа и Аменхотепа, способных исцелить паломников от физических и душевных недугов, переживал новый всплеск интереса в греко-римское время в храме Хатхор и Маат в Дейр эль-Медине, а также в храме Тота в Каср эль-Агуз.
Манефон оставил легендарный отчёт об Аменхотепе как прорицателе и советнике царя по имени Аменофис (речь возможно об Аменхотеп III или Аменхотепе IV ), желавшего « воочию узреть богов, подобно тому, как Орус, один из его предшественников на престоле царства, желал того же до него ». Иосиф Флавий , пересказывая Манефона, утверждает, что по совету Аменхотепа-Аменофиса, предлагавшего «очистить страну» от прокажённых и прочих нечистых людей, фараон собрал 80 тысяч человек и сослал в каменоломни. Мудрец якобы предвидел, что прокажённые вступят в союз с людьми, которые придут к ним на помощь и покорят Египет. Изложив это пророчество в письме царю, он покончил с собой. Манефон связывает это событие с Исходом израильтян из Египта, но Флавий решительно отвергает эту интерпретацию .