Interested Article - Руническая песня
- 2021-07-06
- 1
Рунические песни ( фин. runo — руна ) — эпические песни карелов , финнов , эстонцев и других прибалтийско-финских народов .
Рунические песни происходят от древних мифов о сотворении мира . Наибольшее распространение рунические песни получили в традициях карел и эстонцев . Из рунических стихов собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил карело-финский эпос « Калевала », также из рун составлен эстонский народный эпос « Калевипоэг ».
История
Древним германским ( готским ) словом руна ( фин. runo ) финны называют в настоящее время стихи вообще; но в древности, в период язычества , особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры ( фин. loitsu runo ), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов , как и у их родичей — саамов , мансе , коми-зырян и других угро-финских народов . Под влиянием столкновения с более развитыми народами — германцами и славянами — финны, особенно в период скандинавских викингов (VIII—XI вв.), пошли в своем духовном развитии дальше других народов- шаманистов , обогатили свои религиозные представления образами стихийных и нравственных божеств , создали типы идеальных героев и вместе с тем достигли определённой формы и значительного искусства в своих поэтических произведениях, которые, однако, не переставали быть всенародными .
Особенности и тематика
Рунические песни одноголосны ; исполняются запевалой и хором или одним или поочерёдно двумя певцами. Напевам свойственна простая мелодика терцового , квартового или квинтового диапазона . Отличительная внешняя форма руны — короткий восьмисложный хорейный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией . Для него типична квантитативная ритмика, аллитерация , ассонанс , параллелизмы . Особенность склада — почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразой предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые учёные.
Руны повествуют о сотворении мира, богах, героях, воспевают природу родного края. Это могут быть плачи об умерших родственниках, разлуке с любимыми. Сюжеты связаны с бытом и обрядами крестьян, а также с архаичными космогоническими мифами .
Рунопевцы
Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карел , ижор , ингерманландцев и финнов . Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле , каннеле и подобных инструментах.
Со времени опубликования «Калевалы» (1835—1849 года) интерес к финно-угорскому фольклору возрос, различные исследователи открывали всё новых рунопевцев, которые пели для них древние руны.
Известные ижорские рунопевцы:
Известные карельские рунопевцы:
- Ваассила Киелевяйнен
- (1777—1855)
- Мария Михеева (1884—1969)
- (1888—1971)
- Архип Перттунен
- (1815—1899)
- Татьяна Перттунен (1880—1963)
- Петри Шемейкка
- (1843—1911)
- Ёуки Хямяляйнен (1882—1959)
- Мартти Карьялайнен (1768—1839)
Примечания
- .
Литература
- // Большая российская энциклопедия. Том 29. — М. , 2015. — С. 37.
- Веселовский А. Н. , Шишмарёв В. Ф. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Евсеев В. Я. Руны и исторические песни. — Петрозаводск, 1946
- Евсеев В. Я. Карельские эпические песни. — М.,Л., 1950
- Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р — Я. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. — С. 38 — 384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3)
Ссылки
- 2021-07-06
- 1