Interested Article - Хэскин, Байрон

Ба́йрон Хэскин (полное имя — Байрон Конрад Хэскин , англ. Byron Conrad Haskin ; 22 апреля 1899 года 16 апреля 1984 года ) — американский оператор, создатель спецэффектов и режиссёр кино и телевидения 1920-60-х годов.

В 1937—1945 годах был главой департамента спецэффектов студии « Уорнер бразерс » , и как разработчик спецэффектов был четырежды номинирован на Оскар за фильмы « Частная жизнь Елизаветы и Эссекса » (1939), « Морской ястреб » (1940), « Морской волк » (1941) и « » (1942) .

К наиболее значимым работам Хэскина как режиссёра относятся фильмы нуар « Я всегда одинок » (1948) и « Слишком поздно для слёз » (1949). В 1950-е годы Хэскин поставил несколько популярных фантастических фильмов, наиболее известный среди которых « Война миров » (1953) .

Как отметил историк кино Билл Уоррен, Байрон Хэскин никогда не был «актёрским режиссёром», но его умение работать с роботами, пришельцами и насекомыми-мутантами было непревзойдённым .

Биография

Ранние годы

Родился 22 апреля 1899 года в Портленде (штат Орегон ). Получил образование в Калифорнийском университете в Беркли , во время Первой мировой войны служил кадетом в военно-морской авиации. После завершения воинской службы Хэскин работал карикатуристом и рекламистом, а 1920 году перешёл в киноиндустрию в качестве оператора кинохроники .

Операторская и режиссёрская карьера: 1920-е годы

В 1922 году дебютировал на студии « Уорнер бразерс » как оператор немого фильма «Разорванные цепи» , а в 1928 году снял свой первый звуковой фильм « » . Всего в качестве оператора Хэскин снял 33 фильма, последний из них — в 1937 году . К числу его наиболее заметных операторских работ относятся социальные драмы « » (1934), « » (1934) и « » (1935) .

В 1927 году стал работать также как режиссёр, поставив в течение года четыре немых фильма, в основном, это были малозначимые комедийные мелодрамы — «Гинзбург великий», «Девушки утренника» и «Ирландские сердца» . После этих работ Хэскин вернулся к режиссуре только в 1948 году.

В 1929-32 годах работал в Британии руководителем производства и техническим советником британской киноиндустрии .

Разработка спецэффектов: 1932—1944 годы

Ещё в эпоху немого кино начал заниматься разработкой спецэффектов и развитием технологий, которые в конечном итоге принесли в киноиндустрию звук . С появлением звукового кино, занялся разработкой более эффективных средств приспособления новых технологий звука. По возвращении в Голливуд он подписал контракт с департаментом специальных эффектов « Уорнер бразерс », а в 1937-45 годах работал его руководителем . На этом этапе своей карьеры Хэскин был четыре раза номинирован на Оскар за лучшие спецэффекты за свою работу в следующих фильмах: историческая драма « Частная жизнь Елизаветы и Эссекса » (1939), исторический приключенческий фильм « Морской ястреб » (1940), приключенческая драма Майкла Кёртиса « Морской волк » (1941) и военная драма Рауля Уолша « » (1942).

Режиссёрская карьера: 1945—1968 годы

В 1945 году, когда исполнительный продюсер студии « Уорнер бразерс » перешёл на « Парамаунт », он забрал Хэскина с собой .

На новой студии возобновил режиссёрскую карьеру (и дебютировал в качестве режиссёра звукового кино) с фильмом нуар « Я всегда одинок » (1947) . Этот фильм с участием Берта Ланкастера и Кирка Дугласа рассказывал о близком партнёрстве двух друзей-бутлеггеров, которые после 14 лет разлуки превращается в смертельную вражду между ними. В 1949 году Хэскин поставил один из лучших своих фильмов, «отличный маленький нуар» « Слишком поздно для слёз », в котором, как и в предыдущей картине главные женские роли исполнили Лизбет Скотт и Кристин Миллер .

Снятый на натуре приключенческий фильм « » (1948) был посвящён охоте на тигра-людоеда, терроризирующего местных жителей в индийских Гималаях .

После этого вновь отправился в Англию, где поставил первый художественный фильм студии Уолта Диснея — « » (1950) с Робертом Ньютоном в главной роли. В 1954 году Хэскин снова снял Ньютона в продолжении этого фильма — « » (1954), а затем в 1955 году поставил двухсерийный телевизионный фильм « » .

Приключенческий экшн « » (1951) был первым из серии фильмов о Тарзане , который был снят, хотя только частично, на натуре в Африке. В 1951-52 годах Хэскин поставил три проходных вестерна с участием Эдмонда О’Брайена в главной роли — « » (1951), « » (1951) и « » (1952).

После этого начал длительное и успешное сотрудничество с продюсером , «для которого снял, наверное, свой самый известный фильм, классику фантастики „ Война миров “»(1953) . Фильм поставлен по мотивам романа Герберта Уэллса , действие которого перенесено в США 1950-х годов с характерными для того времени темами ядерного оружия и противостояния двух политических систем, кроме того, фильм отличала ярко выраженная религиозная направленность. Критики отмечали, что качество сценария и актёрская игра не вышли за рамки стандартных клише голливудских картин, при этом «пришельцы и спецэффекты затмили собой диалоги» . Большая часть бюджета фильма ушла на спецэффекты, что со временем стало характерной чертой фантастических блокбастеров . Наряду с такими картинами, как « Нечто из иного мира » (1951), « День, когда остановилась Земля » (1951) и « Они! » (1954), фильм « Война миров » стал этапным в развитии научно-фантастического кино.

После этого в сотрудничестве с Пэлом Хэскин поставил приключенческий фильм « » (1954), а также фантастические фильмы « Покорение космоса » (1955) и « Власть » (1968) .

Приключенческий триллер « » (1954) с Чарльтоном Хестоном рассказывал о нападении полчищ муравьёв на кофейную плантацию в Африке. Действие приключенческой драмы « » (1954) происходило на островах в южных тихоокеанских широтах, где главный герой ( Берт Ланкастер ) пытается наладить производство копры и отношения с местными жителями.

Фильм « Покорение космоса » (1955) стал не самой убедительной попыткой на основе существующих научных знаний своего времени максимально правдоподобно представить полёт космического корабля на Марс и затем попытку экипажа вернуться назад. В фильме затрагивались религиозные и психологические аспекты вторжения людей в космическое пространство.

Политическая драма « Босс » (1956) с участием Джона Пейна была довольно неожиданной для карьеры Хэскина политической драмой, посвящённой теме борьбы за власть в одном из американских штатов после Первой мировой войны.

Фантастический фильм « С Земли на Луну » (1958) с участием Джозефа Коттена и Джорджа Сэндерса был поставлен по роману Жюля Верна . Действие фильма происходит в США в 1860-е годы и связано с организацией полёта на Луну после серии революционных научно-фантастических открытий, фильм вновь затрагивает религиозные аспекты освоения космоса.

В дальнейшем Хэскин поставил серию приключенческих фильмов для семейного просмотра, среди них « » (1959), « Капитан Синдбад » (1963) и « Робинзон Крузо на Марсе » (1964). Последний фильм, переносящий приключения из книги Даниеля Дефо на Марс, выглядит довольно наивным и отсталым в научном плане, тем не менее он «приобрёл культовый характер» . Последним фильмом Хэскина стал фантастический криминальный триллер « Власть » (1968) о борьбе учёного с обладающим телекинезом таинственным убийцей.

Начиная с 1957 года, Хэскин стал работать на телевидении, где его лучшими режиссёрскими работами стали шесть высоко оценённых фильмов научно-фантастического сериала « За гранью возможного » (1963-64).

Хэскин умер 16 апреля 1984 года в , за шесть дней до своего 85 дня рождения.

Избранная фильмография

Режиссёрские работы

Примечания

  1. Barson M. Byron Haskin // (англ.)
  2. Byron Haskin // — 2005.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #121456994 // (нем.) — 2012—2016.
  4. . Дата обращения: 15 ноября 2013. 6 ноября 2013 года.
  5. Хэл Эриксон. Биография на от 12 декабря 2013 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 15 ноября 2013. 12 февраля 2014 года.
  7. Эдвард Е. Прингл. Мини-биография на от 31 марта 2016 на Wayback Machine
  8. . Дата обращения: 15 ноября 2013. 30 октября 2013 года.
  9. Steve Biodrowski. War of the Worlds (1953) — Film & DVD Review // Cinefantastique (July 7, 2007)
  10. Frederick S Clarke War of the Worlds. // Cinefantastique . — 1970. — Т. 1. — С. 26. — ISSN 0145-6032
  11. George Edgar Slusser, Eric S. Rabkin Visions of Mars: Essays on the Red Planet in Fiction and Science. — McFarland, 2011. — С. 23. — 216 с. — ISBN 978-0-7864-5914-8
  12. Blair Davis The Battle for the Bs: 1950s Hollywood and the Rebirth of Low-budget Cinema. — Rutgers University Press , 2012. — С. 22. — 280 с. — ISBN 978-0-8135-5324-5

Ссылки

Источник —

Same as Хэскин, Байрон