Interested Article - Кинескопный видеопроектор
- 2020-05-21
- 1
Кинескопный видеопроектор или CRT-проектор (от англ. Cathode Ray Tube, CRT — электронно-лучевая трубка ) — разновидность видеопроектора , источником света в котором являются люминофор одного или нескольких кинескопов с повышенной яркостью свечения. До конца XX века видеопроекторы этого типа получили наиболее широкое распространение в небольших аудиториях, поскольку светоклапанные устройства типа « Эйдофор » были чрезвычайно громоздки, дороги и требовали квалифицированного обслуживания .
Принцип действия
В чёрно-белых проекторах этого типа изображение небольшого размера создаётся на экране кинескопа с диагональю от 7 до 12 дюймов , а затем увеличивается на большом экране с помощью оптической системы . В цветных видеопроекторах используются три кинескопа с разным цветом свечения люминофора: красным, зелёным и синим. Каждый из кинескопов воcпроизводит одно из трёх частичных цветоделённых изображений, которые оптически совмещаются на экране с помощью объективов . В большинстве случаев каждый из кинескопов оснащается индивидуальной оптической системой, чаще всего катадиоптрического типа . Это объясняется более высокой световой эффективностью зеркально-линзовых систем, превосходящих по этому параметру линзовые в 3 раза .
Впервые принцип трёх кинескопов был использован в экспериментальной системе цветного телевидения , созданной компанией RCA в 1947 году . Однако, массовое производство подобных устройств было налажено лишь в 1972 году фирмами Sony и Advent . Принципиальным ограничением такой системы является предельная яркость и размер изображения, площадь которого обычно не превышает 12 квадратных метров . Причина этого кроется в соотношении между яркостью свечения люминофора и сроком службы кинескопа. При слишком высокой яркости долговечность резко снижается, и кроме того возрастает опасность появления тормозного излучения из-за высокого анодного напряжения трубок, достигающего 50 киловольт . Наиболее высокой световой эффективности удалось добиться в видеопроекторах системы NovaBeam, реализованной в 1979 году американцем Генри Клоссом . Зеркально-линзовую оптику начали встраивать непосредственно в каждый из кинескопов, повышая световую эффективность, и исключая большинство юстировок . Видеопроекторы этого типа давали качественное изображение на экранах с диагональю до 3 метров .
Ограничение яркости и размера экрана отсутствует в светоклапанных проекторах с мощной лампой в качестве источника света. Современные светоклапанные видеопроекторы с DLP или LCoS матрицами свободны от этих ограничений, а яркость и размер даваемого ими изображения зависят только от мощности осветительной системы. В настоящее время видеопроекторы с кинескопами повышенной яркости считаются устаревшими .
Достоинства и недостатки
По сравнению с другими типами проекторов для кинескопных характерна долговечность, достигающая 10 тысяч часов непрерывной эксплуатации. Наиболее дорогие модели воспроизводят изображение с высокой чёткостью , доходящей до 1920×1200 точек при качественном воспроизведении цветовых оттенков. Существуют образцы и с более высоким разрешением. По сравнению с современными проекторами на основе DLP и LCD кинескопные значительно лучше воспроизводят чёрный цвет, обеспечивая глубокие насыщенные тени . Демонстрация видео с чересстрочной развёрткой может вестись напрямую, без снижения качества цепями деинтерлейсинга . Кроме того, быстродействие кинескопов практически не ограничено, исключая проблему запаздывания и появления «шлейфов» от быстродвижущихся объектов. Кинескопные видеопроекторы свободны от «эффекта радуги», характерного для одноматричных DLP-проекторов.
Недостатки заключаются в громоздкости проектора и сложности юстировки оптики при его установке. Плохая настройка приводит к появлению у предметов на краях изображения цветных контуров, обусловленных неточностью совмещения растров трёх кинескопов. Кроме того, в процессе эксплуатации настройки сбиваются, требуя повторных регулировок. Яркость изображения на экране ниже, чем у более современных и компактных DLP и LCD проекторов, оснащённых мощной лампой. Из-за этого в большинстве случаев комфортный просмотр изображения на экране возможен только в хорошо затемнённом помещении . При этом энергопотребление кинескопных проекторов значительно выше, а кинескопы подвержены эффекту выгорания люминофора . Явление особенно заметно при переходе на формат с редко использующимся соотношением сторон экрана , например на классический после широкоэкранного . При этом хорошо заметна повышенная яркость изображения в местах постоянного присутствия экранного каше , где люминофор выгорает менее интенсивно.
См. также
Примечания
- Peter F. Yanczer. (англ.) . Early Television Museum. Дата обращения: 1 января 2016. 20 декабря 2015 года.
- ↑ , с. 149.
- (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
- . «Hifinews». Дата обращения: 30 декабря 2016. 31 декабря 2016 года.
- (англ.) . WalVision (1979). Дата обращения: 30 декабря 2016. 31 декабря 2016 года.
- (англ.) . «SunSentinel» (11 июля 1986). Дата обращения: 30 декабря 2016. 31 декабря 2016 года.
- Владислав Кононов. . Ferra.ru (4 мая 2010). Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
- Александр Клячин. . «Тивионика». Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
- . «Литер». Дата обращения: 5 января 2017. 6 января 2017 года.
Литература
- В. Е. Джакония. 7. 5. Системы большого телевизионного экрана // Телевидение. — М. : «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 148—155. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1 .
Ссылки
- от 27 мая 2008 на Wayback Machine
- от 28 апреля 2008 на Wayback Machine
- 2020-05-21
- 1