Нобелевская премия мира 1951—1975
- 1 year ago
- 0
- 0
«Блатные песни» ( фр. Chants Des Prisonniers Sibériens D'Aujourd'hui ) — музыкальный диск в жанре блатной песни французской натурщицы и галеристки Дины Верни , записанный ею в 1975 году .
Материал для альбома Дина собрала во время своих приездов в Москву в 1950—1960-х годах, где она общалась с неофициальными советскими художниками , коллекционируя их работы. Лагерные песни были в то время составляющей «кухонных посиделок», принятых у советских интеллигентов .
Эти песни произвели сильное впечатление на прошедшую через гестаповские застенки галеристку. Она говорила о них: «Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила этих песен создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с нежностью. Песня заключенного, сидящего далеко-далеко, летит, подобно ласточке, преодолевая огромные пространства» .
Поскольку провоз через границу текстов или магнитофонных записей песен, которые легко было истолковать как антисоветские , Диной Верни, уже находящейся под наблюдением госбезопасности из-за встреч с диссидентами , был опасен, она заучивала их наизусть . Биограф Аркадия Северного Игорь Ефимов пишет, что Верни разучила таким образом 24 песни, хотя в альбом вошли только 13 . Помимо классических «лагерных хитов», в их число вошли «Свадебная лесбийская», « Товарищ Сталин », « » Юза Алешковского и « » В. Высоцкого (также без указания авторства).
В записи пластинки, кроме самой Дины Верни, приняли участие французские музыканты: Henry Agnel , гитара; Jacques Florencie , гитара; Jean-Claude Beneteau , контрабас. Аранжировки и музыкальный руководитель — H. Agnel.
Тексты всех 13-ти песен были переведены на французский, английский и немецкий языки; и напечатаны на вкладыше конверта пластинки.
Запись диска действительно была воспринята официальными кругами СССР как антисоветская выходка . Однако запись активно распространялась по подпольным каналам, став, наряду с магнитоальбомами отечественных исполнителей (таких, как Аркадий Северный ) одним из «хитов» советского андеграунда. В результате в СССР Дина Верни стала более известной из-за своего вклада в музыку, чем в изобразительное искусство . Фонограмма пластинки стала чуть ли не единственной из распространяемых тогда записей достоверной антологией уголовного и лагерного фольклора, не слишком разбавленной стилизациями .
Песни на диске исполнены Диной Верни с сильным акцентом и спеты «странным, манерным» голосом . Вспоминая о первых впечатлениях от этой записи, Роман Неумоев пишет, что голос показался ему подростковым .
1. | Quand nous nous sommes rencontres (Когда с тобой мы встретились) | 3:04 |
2. | Le costume neuf (Костюмчик новенький) | 1:20 |
3. | Maman ne m’attend pas ( ) | 4:54 |
4. | De nouveau dans la prison ( ) | 2:29 |
5. | Le mariage des lesbiennes (Свадебная лесбийская) | 3:02 |
6. | Odessa (Одесса) | 5:07 |
7. | Madame Banjou (Мадам Банжа) | 1:46 |
8. | Le ruisseau (Течёт речка) | 2:44 |
9. | Kalyma ou Le port de Vanine (Ванинский порт) | 3:37 |
10. | Et toi tu ris (Ты хохочешь) | 3:04 |
11. | Bodaibo (Бодайбо) | 2:44 |
12. | Camarade Staline ( Товарищ Сталин ) | 2:50 |
13. | Le megot (Окурочек) | 5:47 |