Бауман, Герман Германович
- 1 year ago
- 0
- 0
Герман Подольный (или Герман Пустынник ) — инок, постриженик Кирилло-Белозерского монастыря . Год рождения — неизвестен. Умер предположительно в 1533 году . Предполагаемый автор описания рукописей Кириллова монастыря, составитель краткого летописца, т. н. «Германова сборничка». Автор посланий преподобному Нилу Сорскому , с которым был близок, а также Нилу Полеву . Однако его послания до нас не дошли.
Биографические сведения о Германе Подольном крайне скудны. Неизвестен ни его год рождения, ни время его пострига, ни происхождение. По записи в «Сборничке» можно предположить его близость роду Сорокоумовых-Глебовых.
Вероятней всего он был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря, где им было составлено описание рукописей монастырской библиотеки . В монастыре и уже живя в своей пустыне, он был близок кругу преподобного Нила Сорского . Уверенно можно говорит и о его близких отношениях с князем-иноком Вассианом Патрикеевым . Безусловно, он придерживался нестяжательских взглядов и по мнению Н. К. Никольского относился к наиболее радикальной части нестяжателей.
Известно, что Герман покинул монастырь и некоторое время проживал в свой пустыне в округе Кириллова. Судя по тому, что составленная им опись не включает рукописей начала XVI века, произошло это в последнее десятилетие XV века. Предположительно в 1509 году Герман оказался в Подольном монастыре на Кубенском озере, от которого и получил своё прозвание. В округе Кубенского озера известен на реке Уфтюге, ныне не существующий. В 1764 году монастырь был упразднён и обращён в приход . Прохоров, следуя упоминанию Никольского, помещает монастырь Германа неподалёку от вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря , что, по всей видимости, не совсем верно.
Германа называют основателем или игуменом Подольного монастыря, но и для этих утверждений особых оснований нет. История самого Подольного Успенского монастыря практически тоже неизвестна. Так же неизвестно, сколько времени он там пробыл. Упоминания о Подольном монастыре в германовом летописце встречаются с 1509 года, а сам летописец заканчивается 1510 годом .
Дата его смерти тоже предположительна. Она основана на сообщении рукописи № 1554 Погодинского собрания о кончине старца Германа в Кирилове монастыре 30 апреля 7041 ( 1533 ) года. Однако нет никакой уверенности, что речь идёт именно о Германе Подольном.
Не имея посланий самого Германа, мы, однако, располагаем посланиями ему от разных лиц, которые были переписаны им и включены в «Сборничек». Всего посланий четыре. Во-первых, это известное послание Нила Сорского. Далее, послание неизвестного автора «духовному моему старцу Герману» и два послания монаха Волоколамского монастыря Нила Полева .
Преподобный Нил в своём послании говорит Герману о необходимости отказаться от своеволия и жить по Писаниям. Собственно, это единственная тема послания. Преподобный извиняется за те горькие слова, которые он сказал Герману при встрече (очевидно, когда тот посетил старца в его скиту на Соре). По всей видимости, германово послание тоже содержало извинения. («Мнишь скорбь мне на тебя тех ради речей», — пишет Нил.) Судя по всему, спор касался ухода Германа из монастыря, и причины ухода были иными, чем в своё время у Нила Сорского (в письме он противопоставляет их). Поэтому преподобный говорит, что «не просто или якоже прилучится подобает нам творить дела каа, но по божественных Писаніихь и по преданію святыхъ отец, прежде — изъшествіе из монастыря» («Не просто так или как случится подобает нам осуществлять какие-либо дела, но по божественным Писаниям и по преданиям святых отцов, прежде всего — уход из монастыря»). Однако, Герман «истинно, а не притворено хощеши слово Божие слышати и творить е», потому и стал противоречить его намерению преподобный. Это послание несколько приоткрывает нам истинные причины ухода Германа из монастыря: не ради скитского уединения, а в силу каких-либо других причин и по своеволию покинул он обитель.
Известно ещё одно послание Герману, автор которого неизвестен. В послании «от благородного корене родившимуся… духовному моему старцу Герману» предпринимаются попытки убедить вернуться в неназванный в послании монастырь, который тот покинул по «своей слабости и своеволию». Автор послания, ссылаясь на своего старца, между прочим, убеждает Германа «не держать совета» с неким Пенкою, а само послание сохранить в секрете. Этим «Пенкою» может быть князь Даниил Александрович из удельных ярославских князей, который носил такое прозвище (князья Пеньковы), и вотчины которого располагались поблизости от Подольного монастыря.
Два послания волоколамского старца Нила Полева касаются споров Германа со сторонниками преподобного Иосифа Волоцкого . Письмо Германа Нилу, судя по ответу старца, тоже было полно извинений.
Судя по текстам, вошедшим в «Сборничек», составителя интересовали вопросы о казнях еретиков, монастырского имущества и монашеского нестяжания, о церковном отлучении. Тема о церковном отлучении была актуальна в «нулевых» годах XVI века и связана с отлучением Иосифа Волоцкого новгородским архиепископом Серапионом . Безусловно, автор принадлежал к активным деятелям «партии нестяжателей ». Некоторые замечания, занесённые на его страницы, говорят об активном участии его автора в полемике.
Столкновения с «осифлянами» Дионисием Звенигородским и Нилом Полевым произошли, по всей видимости, на почве конфликта из-за отлучения преподобного Иосифа, наложенное на него его владыкой Серпапионом. В ответ на резкости и колкости Германа, Нил Полев и написал своё послание. Полемически касается Нил и вопроса об отношении к еретикам. Упрекая Германа в попытке судить собор и епископов, он повторяет его слова: «Намъ судити не подобаетъ никого, ни верна, ни неверна, но подобает молитися за нихъ, в заточеніе не посылати». Безусловно, и этот острый на то время вопрос не раз затрагивался в полемике двух несогласных сторон.
Никольский, называя Германа «публицистом в духе Вассиана», предполагает его участие в написании известного «Ответа кирилловских старцев».