Interested Article - Ковмир, Николай Иванович
- 2021-03-22
- 1
Никола́й Ива́нович Ковми́р (1947—2000) — русский советский артист балета, балетный педагог. Народный артист РСФСР (1983).
Биография
Николай Ковмир родился в Свердловске 30 июня 1947 года.
В 1966 году окончил Киевское хореографическое училище (педагог ); в 1970 году — класс усовершенствования Ленинградского хореографического училища (педагог А. И. Пушкин ).
В 1966—1968 годах работал в Харьковском театре оперы и балета .
В 1969 году получил 3-ю премию Международного конкурса артистов балета в Москве, после чего был переведен в Ленинград в Театра оперы и балета имени Кирова . В 1970—1994 годах — солист балетной труппы ленинградского Театра им. Кирова.
С 1979 года преподавал в Ленинградском хореографическом училище .
В 1987 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (педагог Н. А. Долгушин ) .
В последние годы тяжёлая болезнь позвоночника и неизлечимый рассеянный склероз приковали его к постели и он оказался несправедливо забыт. Даже несмотря на то, что фильмы с его участием успешно проходили по киноэкранам и регулярно демонстрируются по телевидению. Театральная же память об актёре всегда недолговечна — только пока он выходит на сцену.
Скончался 29 января 2000 года.
Дочь Екатерина тоже стала балериной в Мариинском театре после окончания Академии Вагановой по классу Улаленковой,танцевала в кордебалете, Мирту в Жизели, повелительницу дриад в Дон Кихоте , фею Сирени в Спящей Красавице , затем покинула Россию, уехав с семьей во Францию после конкурса Майи Плисецкой по приглашению Пьера Лакотта. Продолжила танцевать в национальных театрах Франции, сейчас преподаёт в Консерватории пригорода Парижа.
Критика называет его одним из блистательных артистов балета времени, наделенным необычайным актёрским мастерством, чей талант оказался мало востребован и не раскрылся в полную силу: «На первый взгляд Ковмир не сделал блестящей карьеры. Но произошло это только потому, что в 1970—1980-е — годы его расцвета — выстроить блестящие балетные карьеры русским удавалось только на Западе. <…> Ковмир не прижился в академическом пантеоне. Его виртуозные танцы смущали модернистской остротой. Порывшись в вековом репертуаре, амплуа для него все-таки отыскали: гротеск . Ковмиру достались все шуты, цирюльники, злые колдуны, восточные рабы» .
Балетная энциклопедия писала о Николае Ковмире: «Классический танцовщик мужественного плана, в 1980-е гг. постепенно перешёл на исполнение танцевально-драматических и мимических ролей, которые у него отличаются эмоциональностью и яркой характерностью» .
Критик В. М. Красовская об исполнении Ковмиром партии Бриаксиса в балете « Дафнис и Хлоя »: «Исполнитель партии Бриаксиса артистично передает натиск разгневанной природы. Стремительные движения рассекают пространство, то забрасывая Бриаксиса в воздух, то швыряя оземь, перекатывая, отдирая от найденной точки опоры. Ковмир сохраняет крепость вертикальной линии тела и шеи до вытянутых в прыжке носков и всё же вибрирует корпусом так, что кажется — ветер закинул его ввысь и безжалостно теребит, треплет там» [ источник не указан 141 день ] .
Исполненные партии
- 1972 — «Зачарованный принц», балетмейстер О. М. Виноградов — Шут (первый исполнитель)
- 1973 — «Корсар», редакция К. М. Сергеева — Купец (первый исполнитель постановки)
- 1976 — «Левша», балетмейстер К. М. Сергеев — Левша
- 1977 — «Тиль Уленшпигель», балетмейстер В. Н. Елизарьев — Инквизитор (первый исполнитель)
- 1978 — «Собор Парижской богоматери», балетмейстер Р. Пети — Квазимодо (первый исполнитель)
- 1979 — «Пушкин», балетмейстеры Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв — Пугачёв (первый исполнитель)
- 1980 — «Ревизор», балетмейстер О. М. Виноградов — Городничий (первый исполнитель)
- 1981 — « Ангара », балетмейстер — Виктор (первый исполнитель)
- 1981 — « Конёк-Горбунок », балетмейстер Д. А. Брянцев — Иван (первый исполнитель постановки)
- 1982 — «Страница прошлого», балетмейстер Д. А. Брянцев — Солдат (первый исполнитель)
- 1983 — «Вечер современной хореографии», хореографическая миниатюра «Шаман» на музыку Б. Бартока , балетмейстер Д. А. Брянцев ; первый исполнитель
- 1984 — «Асият», балетмейстер О. М. Виноградов — Али (первый исполнитель)
- 1991 — « Каменный цветок » Прокофьева, балетмейстер Григорович — Северьян ( Театр им. Кирова )
Другие партии: Базиль (« Дон Кихот »); Солор и Факир (« Баядерка »), Конрад « »; Шут и Ротбарт (« Лебединое озеро »), Ганс (« Жизель »), фея Карабос (« Спящая красавица »); Мэдж (« Сильфида »), Гольфо («Неаполь»), Фрондосо (« Лауренсия »), Гирей (« Бахчисарайский фонтан » Б. В. Асафьева ), Лаэрт («Гамлет»), Юноша («Ленинградская симфония»), Архонт («Икар»), Чёрт («Сотворение мира»), Ржевский («Гусарская баллада»), Бриаксис « Дафнис и Хлоя ».
Фильмография
- 1983 — «Диана и Актеон» (серия: «Звёзды русского балета») — в исполнении Татьяны Тереховой и Николая Ковмира
- «Бенефис Кургапкиной» — в исполнении с Нинелью Кургапкиной
- 1989 — « Женитьба Бальзаминова ».
- 1992 — « Последняя тарантелла » — Стефано, муж Нунчи
Примечания
- ↑ // Русский балет. Энциклопедия / Ред. Е. Белова, Г. Добровольская, В. Красовская. — М. : Большая Российская Энциклопедия, Согласие, 1997. — С. 220—221. — 632 с. — ISBN 5-85270-162-9 .
- ↑ // Газета «Коммерсантъ» № 18 (1903) от 05.02.2000
- 2021-03-22
- 1