Жен, Пьер Жиль де
- 1 year ago
- 0
- 0
Жиль Карль , фр. Gilles Carle , ( 31 июля 1928 (или 1929 ) , , Квебек — 28 ноября 2009 , Гранби , Квебек ) — франко-канадский кинорежиссёр, сценарист и художник, один из самых влиятельных кинематографистов Квебека.
Вырос в рабочем городке Руэн-Норанда в округе Абитиби-Темискаминг . В возрасте 16 лет переехал в Монреаль , где изучал рисование в Монреальском училище изящных искусств ( ), затем в Монреальском училище графики (École des arts graphiques de Montréal).
Получив диплом по литературоведению в Монреальском университете , в 1953 году вместе с группой друзей, в которую входил выдающийся квебекский поэт Гастон Мирон , участвовал в основании издательства «Гексагон» (Hexagone) , главной задачей которого была публикация квебекской поэзии. Затем с 1955 года работал графиком на телевидении . После этого с 1960 г. работал в Национальном управлении кинематографии Канады ( , ONF), сначала в качестве документалиста, затем сценариста, затем сам поставил несколько документальных фильмов, среди которых особенно заметную роль сыграл «Пронзённый на камнях» ( Percé on the Rocks , 1964 ). В 1965 г. поставил первый художественный полнометражный (около 75 мин.) фильм, «Счастливая жизнь Леопольда З.» ( ), злоупотребив должностными обязанностями, в рамках которых он был обязан снять всего лишь короткометражный (15-20 мин.) фильм об уборке снега в Монреале.
В 1966 г., получив выговор от работодателя за несанкционированное превращение документальной короткометражки в полнометражный художественный фильм, он покинул Управление кинематографии и поступил на работу в студию Productions Onyx , для которой он поставил по своим же сценариям фильмы «Изнасилование милой молодой девушки», , 1968 ), «Красный» ( , 1970 ) и «Самцы» ( , 1971 ). Затем, вместе с Пьером Лами, в начале 1970-х основал студию Productions Carle-Lamy и в этом же десятилетии поставил фильмы «Подлинный характер Бернадетты» ( , 1972 ), «Смерть дровосека» ( , 1973 ) и «Голова Норманды Сент-Онж» ( , 1976 ). В 1980-е годы поставил фильмы по двум классическим произведениям квебекской литературы: «Семейство Плуфф», ( , 1981 ) и «Мария Шаделен» ( , 1983 ).
Для творчества Карля характерны сложные, но тем не менее реалистичные персонажи, точная передача культурных реалий. В его сценариях соединяются такие жанры, как сказка , фэнтези и социальная притча .
Был президентом Общества писателей и театральных композиторов Канады ( , от 6 июля 2011 на Wayback Machine ) с 1987 по 1992 г., и почётным президентом этого же общества с 1993 по 2009 г. . На этом посту активно защищал интересы членов в переговорах о правах на показ их произведений по телевидению и в театрах.
С 1991 г. страдал болезнью Паркинсона , которая со временем привела сначала к утрате возможности ходить, а затем и к утрате речи. Его спутница Хлоя Сент-Мари ( ) заботилась о нём и хлопотала о финансовой помощи известному режиссёру перед правительствами Канады и Квебека, но без особого успеха . В ноябре 2009 г., когда после перенесённых инфаркта и пневмонии он не мог даже глотать, его перевезли в больницу, где он и умер в субботу 28 ноября 2009 г. В Квебеке ему организовали похороны национального масштаба в следующую субботу . Отпевание происходило в монреальском соборе Нотр-Дам, что было редким исключением из традиции — обычно из известных людей в этом соборе отпевали политиков.