Interested Article - Ламария

Ламария (также известная как Ламара или Ламиа ; груз. ლამარია ) — богиня в грузинской мифологии , в частности, почитавшейся у сванов , грузинской народности . Как и многие другие божества сванского пантеона, её имя происходит от персонажа христианской мифологии: в её случае от Марии , матери Иисуса . Ламария почиталась как богиня домашнего очага , покровительница скота и женщин, особенно рожениц . Также считалось, что она способствует плодородию сельских зерновых полей . Ламария также была известна как покровительница пчеловодства , хотя позднее эта функция была возложена на святого Георгия в сванской традиции .

Ламария ныне обычно классифицируется как богиня женских функций и пространств. Её почитали женщины либо в своих домах в отсутствие мужчин, либо в небольших святилищах в необитаемых пространствах за пределами деревни . Это отличалось от религиозных ритуалов, выполняемых мужчинами: либо в ходе церемоний внутри дома, либо в отдалённых храмах далеко в горах . Подношения, сделанные Ламарии, включали в себя ткани, ювелирные изделия и бусы. Иногда переносные очаги использовались для ритуалов в честь Ламарии за пределами жилищ .

Ламария также иногда ассоциировалась или считалась равнозначной , другой богини женских и домашних занятий . Некоторые исследователи предположили, что обе происходят от одного и того же дохристианского божества . Французский учёный считал, что Ламария произошла от индоевропейского божества, возможно, осетин или их предков, алан . Он рассматривал Ламарию как богиню домашнего очага, схожую с римской богиней Вестой . Напротив, лингвист Кевин Туит рассматривал её как многогранную фигуру, демонстрирующую черты Весты, а также связи с дикой природой, как хевсурская богиня .

В Нижней Сванетии существовал «Праздник башни», который касался культа Ламарии. Во время него строилась снежная крепость , на её вершине помещалось священное дерево, а фигура богини прикреплялась к вершине дерева. Статуэтку сопровождал кинжал и деревянный фаллос, а её лицо закрывали. Водился хоровод, а дерево раскачивалось до тех пор, пока с лица Ламарии не спадало покрывало. Тогда деревенские дети наперегонки взбирались на башню и скидывали фигуру богини на землю . Антрополог Кевин Туит отмечал, что ритуал имел значительные элементы лиминальности .

Примечания

  1. Jordan, Michael. (англ.) . — New York : Facts on File, 1993. — P. 143.
  2. Tuite, Kevin. The meaning of Dæl. Symbolic and spatial associations of the south Caucasian goddess of game animals. // (англ.) / O’Neil, Catherine; Scoggin, Mary; Tuite, Kevin. — 2006. — P. 9. 16 марта 2016 года.
  3. Aronson, Howard Isaac; Kiziria, Dodona. (англ.) . — Slavica, 1999.
  4. Bläsing, Uwe; Arakelova, Victoria; Weinreich, Matthias. (англ.) . — BRILL , 2015. — ISBN 9789004302068 .
  5. Gamkrelidze, Thomas V.; Ivanov, Vjaceslav V. (англ.) . — Walter de Gruyter , 2010. — ISBN 9783110815030 .
  6. Bechert, Johannes. (нем.) . — Gunter Narr Verlag, 1998. — ISBN 9783823351702 .
  7. Tuite, Kevin (англ.) . ResearchGate (2002). Дата обращения: 28 сентября 2018. 17 октября 2018 года.
  8. Tuite, Kevin. "Antimarriage" in Ancient Georgian Society (неопр.) // Anthropological Linguistics. — Т. 42 , № 1 . — С. 52 . — JSTOR .
  9. , p. 20.
Источник —

Same as Ламария