Церковь Святой Богоматери (Норатус)
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Богоматери в Ушгули ( груз. უშგულის ღვთისმშობილის სახელობის ეკლესია ), также известная как церковь Ламария ( груз. უშგულის ლამარია ) — средневековая грузинская православная церковь в высокогорной северо-западной грузинской исторической области Верхняя Сванетия , в настоящее время относящаяся к Местийскому муниципалитету мхаре Самегрело-Верхняя Сванетия . Это простая зальная церковь с выступающей апсидой и деамбулаторием . Внутренние стены храма содержат два слоя средневековых фресок, пребывающих в состоянии разрушения. Церковь внесена в .
Церковь Ламария расположена на северной окраине высокогорного села , входящего в состав Ушгульского территориального образования Местийского муниципалитета . Жибиани — одно из самых высоких мест постоянного проживания в Европе, расположенное на высоте 2100 метров над уровнем моря. Храм находится на вершине холма над деревней, на фоне 5193-метровой горы Шхара . Он окружён низкой каменной стеной и защищён сванской башней , стоящей на его западном конце .
Церковь Ламария не упоминается в письменных источниках. На основании её архитектурных особенностей Ламария датируется IX или X веком . Церковь посвящена Успению Пресвятой Богородицы . «Ламария» — это имя, которым сванские горцы называют Марию, мать Иисуса Христа, почитание которой наложилось на древний, дохристианский культ Ламарии , женского божества материнства и плодородия .
Согласно местной легенде, церковь Ламария была местом убийства Путы Дачкелани, представителя рода Дадешкелиани , который стремился навязать свою власть свободолюбивому народу Ушгули. Легенда гласит, что вся деревня помогла натянуть шнур, прикреплённый к спусковому крючку мушкета, разделив таким образом поровну ответственность за убийство человека. Одежда Путы, по преданию, долгое время хранилась в церкви .
В Ламарии хранилась коллекция из десятков церковных предметов (рукописей, икон, крестов и различной утвари), которые были каталогизированы исследователем Эквтиме Такаишвили во время его экспедиции в Сванетию в 1910 году . Церковь функционирует и в настоящее время, служа также резиденцией грузинского православного митрополита Местийского и Верхне-Сванетского .
Ламария представляет собой зальную церковь, с заметно выступающей треугольной апсидой и относительно большим деамбулаторием , охватывающим церковь с южной и западной стороны. Церковь сложена из аккуратно отёсанных известняковых блоков. Деамбулаторий имеет две двери: одна — низкая арочная дверь в южной стороне церкви, а вторая расположена в западной части и ведёт в неф. Последний представляет собой продолговатый прямоугольный зал, который заканчивается относительно неглубокой полукруглой апсидой, расположенной тремя небольшими ступенями выше уровня пола. Апсида отделена от нефа оригинальным трёхарочным каменным иконостасом . Свод разделен на две равные части несущей аркой .
Церковь скудно освещается двумя окнами, расположенными в апсиде и западной стене. Как внутренние стены, так и иконостас покрыты двумя слоями ныне выцветших фресок, первый из которых датируется X веком, а второй слой, закрасивший первый, XIII веком. Деамбулаторий был также украшен фресками, но сохранились лишь их фрагменты, датированные XIII веком. С внешней стороны стены храма имеют скудную декоративную каменную кладку. Западный фасад украшен рельефным крестом и плитой с грузинской надписью из четырёх строк, выполненной смешанным « хутсурийско »-«мхедрульским» шрифтом, палеографически датируемой XI веком и упоминающей женщину-донатора по имени Гурандухт. Церковь также содержит несколько нацарапанных граффити, датированных периодом от X до XVIII века .