Смирнов, Илья Викторович
- 1 year ago
- 0
- 0
Илья́ Ви́кторович Смирно́в (род. 20 октября 1958 , Москва ) — российский журналист , левый консервативный публицист , музыкальный критик , историк . Один из основоположников и ключевых фигур так называемого «рок- андеграунда » восьмидесятых годов.
Родился в семье писателя Виктора Васильевича Смирнова . Мать — Лидия Квасникова, журналист , а впоследствии заместитель главного редактора газеты «Пионерской правды» . Позже отец ушёл к другой женщине, но поддерживал общение с сыном и брал его летом на отдых . Дед Ильи, Смирнов Василий Иванович руководил западным речным пароходством в Калининграде , присылал из Прибалтики внуку подарки (черный дипломат , чёрный тулуп ).
Детство Ильи прошло на «Самотёке» (район Самотёчной улицы и Самотёчных переулков) . Учился в школе № 182 Свердловского района Москвы на Долгоруковской улице вблизи станции Новослободская (ныне это школа № 1388) . Странно задумчивый ученик едва ли не с самого начала учёбы был признан всеми недосягаемым образцом и главным претендентом на будущую золотую медаль . Учился Илья отлично , в конце 8 класса на внутришкольной физико-математической олимпиаде он занял первое место и перешёл в 9А класс — специализированно-математический .
Ещё в восьмом классе Смирнов увлекся «политикой», став для своей компании источником будоражащих сведений о «тайной стороне» советской истории — от сталинских исправительно-трудовых лагерей , предвоенных репрессий в армии и секретного пакта Молотова — Риббентропа до «нехороших» анекдотов о современных руководителях партии и государства . Осенью 1974 года десятикласник (16 лет) Смирнов с товарищами (Александр Фурман и др.) организовали в школе «Политклуб» . Смирнов так объяснял смысл клуба: «молодежь щас стала гнилая, не верящая в светлое будущее и т. д. и т. п., и что есть такая, пока что подпольная, молодежная организация в Москве, которая хочет исправить некоторые ошибки комсомола и партии в области внутренней политики и воспитания» . Деятельность «Политклуба» очень походила на беснование китайских хунвейбинов в период «культурной революции» . Программный документ движения назывался совершенно по-китайски: «26 восклицательных знаков» и был направлен против «враждебной идеологии»: во 1-х, уголовно-блатное мировоззрение с его цинизмом, культом насилия и наркотика, во 2-х, живучее мещанство, стяжательство, в 3-х, антисоветчина в духе Солженицына . Политклуб издавал школьную газету, вывешивал плакаты «Смерть фашистским собакам !», «Коммунизм или смерть», «Школа имени Че Гевары », у ворот школы, проводил акцию «Три пролетарских удара по фашизму и бюрократии» и т. п. Александр Фурман отмечал недостатки движения комсомольцев под рук-вом И. Смирнова: «Стихийность движения, отсутствие какой бы то ни было определенной цели и планов. Массовое пьянство , мелкое хулиганство.» . Школьное начальство не одобряло деятельность «Политклуба», и в 1975 году он был закрыт решением свыше. Тогда же Смирнов познакомился с Григорием Лойферманом, руководителем комсомольского полит-сектора школы № 152 .
Осенью 1975 года Смирнов поступил в МГУ , но завалил сессию и был отчислен.
Той же осенью 1975 года Илья Смирнов совместно с Григорием Лойферманом создали неформальный клуб « Антарес » — для названия взяли «какую-нибудь красную звезду покрупнее» . Клубу выделили помещение в древнем нежилом строении возле метро «Проспект Мира» ( Грохольский переулок ). В апреле 1976 г. «Антарес» провёл у станции метро «Улица 1905 года» демонстрацию с портретами Че Гевары , которая закончилась массовым задержанием .
В сентябре 1976 года Смирнов поступил в медицинское училище № 14 ( Чуксин тупик , ныне Медицинский колледж № 1), где отучился два года . В том же 1976 году проходил практику в ГКБ № 50 ( ул. Вучетича ) . Практику весны 1978 года Смирнов прогуливал из-за приступов депрессии . После окончания медицинского училища Смирнов работал лаборантом в КВД № 11 на Самотёке ( 2-й Щемиловский переулок ).
В это время «силы душевные уходили в Антарес» . В мае 1977 году «Антарес» в поисках помещения вошёл в состав «Форпоста культуры им. С. Т. Шацкого » в Хамовниках у ст. метро Спортивная (руководитель ). В этом подвальном помещении Смирнов участвовал в театрально-политических постановках про Сталина , Че Гевару , RAF , еврокоммунизм и т. п. . После скандального перфоманса группы «Мухоморы» с унитазом в марте 1978 года Ричард Соколов выгнал «Антарес» из «Форпоста» .
В 1977 году «Антарес» установил тесные контакты с «Комбригом» и вообще в коммунарским движением, а также с хиппи. «Коммунары считали себя марксистами, но Маркса читали крест-накрест… Зато они нажимали на психологию.»
В мае 1978 году Смирнов и «Антарес» приняли участие в XXI слёте КСП : «в 78 году мероприятие вовсе не производило позднейшего унылого впечатления. Мы услышали немало оригинальных, смелых и смешных вещей, и сразу почувствовали: родное» .
В 1978 году Смирнов завязал контакты с кругами религиозной оппозиции ( Александр Огородников и др.) и — через довольно загадочную фигуру левого полуподполья конца 70-х Бориса Исайко (бывшего члена ЦК ЛКСМ Молдавии, пытавшегося объединить все подпольные и полуподпольные группы в единую антиправительственную организацию) — с о. Дмитрием Дудко .
В 1978—1979 годах деятельность «Антареса» сошла на нет. Это было связано с тем, что Смирнов летом 1978 года в узком кругу (члены «Комбрига» А. Морозов, А. Фурман, руководитель подросткового клуба в Обнинске Сергей Шапошник, Б. Исайко и Валентин Юмашев ) зачитал свой труд, посвящённый сравнительному анализу стилей В. И. Ленина и Л. И. Брежнева . Вскоре этот текст был конфискован КГБ у задержанного на улице Б. Исайко, Смирнов был вызван в КГБ , где ему угрожали помещением в спецпсихбольницу .
Сам Смирнов объясняет это так: «после того, как накрылось даже такое сверх-тепличное заведение, как Форпост, последнему кретину становилось ясно, что никакой работы по объединению молодежи нам вести не дадут. Причем сталкиваемся мы не с „отдельными проявлениями“, а с общей системой» ; «Сталкиваясь с разнообразными органами (комсомольскими, партийными, правоохранительными), „Антарес“ неизбежно дрейфовал в сторону того самого диссидентства , против которого собирался воевать» .
Смирнов придерживался антиконсервативных взглядов: «против крепкой патриархальной семьи , моногамии и прочего фуфла» .
В 1980-е годы Смирнов становится известен как видная фигура в контркультурных кругах — он участвовал в издании первых подпольных музыкальных журналов: «Зеркало», «Ухо». Был постоянным автором, а затем главным редактором журнала « Урлайт », во многом сформировавшем систему взглядов и стандартов журналистики на музыкальные темы.
Активный участник теневого концертного менеджмента. Занимался организацией первых полулегальных московских концертов Бориса Гребенщикова , Майка Науменко , Андрея Макаревича , Константина Никольского — за что неоднократно вызывался на «беседы» в КГБ и получал «прокурорские предупреждения». Сам Смирнов утверждает: «Когда судьба предоставила мне возможность заняться организацией концертов чрезвычайно на тот момент популярных рок-групп, через мои руки проходили немалые деньги, но не прилипло ни копейки — я просто не понимал, как такое возможно» .
С его деятельностью связано слияние известной части «рок-подполья» с диссидентским движением и политизация рок-музыки в СССР. В своих изданиях писал и печатал письма в защиту Валерия Баринова ( «Трубный зов» ) и Александра Новикова.
В 1987 году принимал участие в организации рок-фестиваля « Подмосковные вечера ». С того же года начал публиковаться в журнале « Знание — сила » (до 1993 года).
Вспоминал: "Вечер памяти Башлачёва в ноябре 1988 года во Дворце спорта в Лужниках стал последним рок-н-рольным мероприятием, в котором я принимал осмысленное участие" .
Не позднее 1988 года окончил исторический факультет МГПИ им. В. И. Ленина , ученик В. Б. Кобрина .
Является писателем, пищущим на политические и историко-политические темы. Автор нескольких политических книг, а также множества статей и рецензий на исторические монографии и учебники, в которых критически отзывается о современных тенденциях фальсификации истории (реабилитация фашизма , восхваление авторитаризма и царизма и т. д.).
Является автором термина ( пейоратива ) «либерастия» и мема «либераст» . Выступал с критикой Ричарда Докинза за воинствующий дилетантизм в гуманитарных науках .
По словам самого Ильи он «Много лет прилежно голосует за КПРФ на парламентских выборах, региональных и общегосударственных» по «сугубо практическим» соображениям .
Работал [ когда? ] в Литературной газете , газетах « », « Московские новости », в журнале « Театр », в Экспериментальном творческом центре Сергея Кургиняна .
В период 1996—2005 гг. публиковал статьи в « Независимой газете » Бориса Березовского .
В 1997-98 годах публиковался в журнале « Химия и жизнь ».
В период 1997—2005 гг. регулярно публиковал статьи про учебники в газете «Первое сентября» .
В период 1998 —2012 гг. на Радио «Свобода» регулярно выступал с рецензиями на гуманитарную литературу в передаче «Поверх барьеров» и в других радиопередачах с участием Марины Тимашевой .
В период 1999—2009 гг. публиковался в Русском журнале .
В период 2003—2008 гг. публиковал статьи в журнале «Россия XXI» С. Е. Кургиняна .
В период 2003—2014 гг. регулярно публиковался в журнале «Скепсис» , в том числе под псевдонимом «Авесхан Македонский» .
В период 2011—2013 гг. писал исторические заметки для интернет-портала « Пионерская правда » .
В 2013 году публиковал мемуарные статьи в мужском журнале «Медведь» .
В период 2014—2016 гг. регулярно публиковался в газете «Известия» .
Начиная с 2014 года регулярно публикуется на сайте политического консерватизма «Русская Idea» Бориса Межуева .
Начиная с 2016 года публикуется в онлайн-клубе «Антикритика» , а также снова в профсоюзной газете «Солидарность» .