Гриндлер, Болеслав Фридрихович
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдуа́рд-Леона́рд Фри́дрихович (Фёдорович) Шперк ( 18 [30] мая 1837 , Мглин — 3 [15] мая 1894 , Санкт-Петербург) — врач- венеролог , доктор медицины, первый директор Института экспериментальной медицины (ИЭМ) в Санкт-Петербурге . Доктор медицины, действительный статский советник .
По семейному преданию род Шперков был связан с Россией более двухсот лет. Шперки были выходцами из Германии, осевшими в России в конце XVIII века. Первые достоверные сведения о семье Шперков относятся к 1836 году, когда вольнопрактикующий врач Фридрих Андреевич Шперк (1808—1858) представил прошение об определении на должность врача в Нежинские богоугодные заведения. Фридрих Андреевич Шперк был женат на Каролине Рейниш, дочери профессора Харьковского университета, адъюнкта исторических наук Антония Рейниша. Фридрих Шперк был почётным членом Штетинского энтомологического общества и Московского общества естествоиспытателей, а также членом-корреспондентом Политико—экономического общества .
Жена — Сидония Бернгардовна Шперк (урожденная Герстель). Имел четверых детей: сыновья Бернгардт, Фридрих , Густав , дочь Сидония.
Брат Густава и Франца Шперка .
Унаследовав от отца «научный пыл» и страсть естествоиспытателя, Эдуард Фридрихович Шперк обучался в Харьковском университете на медицинском факультете по стипендии Министерства внутренних дел. Окончил университет в 1858 году со степенью лекаря и как казённый стипендиат был направлен назначением МВД в Якутию, а позже — в Приамурский край, где проработал 10 лет, исследуя медико-топографические и социальные причины возникновения инфекционных эпидемий. Работы доктора Шперка были первыми в истории России исследованиями Приморья и Амурского края. За эти исследования он в 1863 году был удостоен степени доктора медицины. Подобную работу в Якутии проводил в то же время его брат, Франц Фридрихович Шперк (1835—1903).
По окончании службы на Дальнем Востоке стажировался в Вене . Дальнейшая жизнь Э. Ф. Шперка была неразрывно связана с Петербургом. В 1870 году был назначен старшим ординатором городской Калинкинской больницы , до того имевшей печальную славу «лечебной тюрьмы для проституток». Проводя чисто научные исследования и наблюдения, доктор Шперк ввел несколько административных изменений: отменил карцер и телесные наказания больных женщин, разработал систему регистрации заболеваний, придав этому тюремно-карательному заведению чисто лечебный облик . С 1874 года в качестве доцента преподавал в училище для повивальных бабок при Калинкинской больнице. С 1875 по 1882 год преподавал дерматологию на врачебных женских курсах при Императорской медико-хирургической академии . С 1883 года преподавал в училище лекарских помощников и фельдшериц Санкт-Петербургского дамского лазаретного комитета российского общества Красного Креста .
Был консультантом центрального отделения Максимилиановской лечебницы , членом попечительского комитета при Повивальном институте (ныне — НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта ) великой княгини Екатерины Михайловны , членом врачебного совещания Ведомства учреждений Императрицы Марии , членом попечительского комитета Клинического института великой княгини Елены Павловны , сверхштатным консультантом по накожным болезням при лечебнице великой княгини Марии Александровны .
В 1887 году предложил провести реформу врачебно-полицейских мер для ограничения распространения сифилиса, полагая, что ограничение проституции и контроль распространения венерических заболеваний является делом всего общества. Э. Ф. Шперк активно участвовал в работе Общества охранения народного здравия во главе с принцем А. П. Ольденбургским .
В 1891 году Э. Ф. Шперк был назначен директором Императорского Института Экспериментальной медицины . На этом посту доктор Шперк видел своей задачей «претворять научные достижения в практику». Такая установка сыграла решающую роль в том, что уникальный институт стал «не теплицей для выращивания отвлеченно-лабораторных построений и выращенных под стеклянным колпаком ученых, а научно-жизненным центром» . Практически все сотрудники Института приняли участие в борьбе с эпидемией холеры в Астрахани и Баку, использовав на практике научные достижения, полученные в лабораториях Института. Принимая участие во многих конференциях и конгрессах, доктор Шперк постоянно в своих докладах пропагандировал идею непризнания за наукой «иного значения, как то, которое полезно для человечества». «Сердце великодушное, чуткое и самоотверженное — доктор Шперк имел ум и качества ученого первого порядка», — писал Э. Лансеро, французский врач-венеролог, член французской академии медицины, в предисловии к парижскому посмертному изданию трудов Э. Ф. Шперка.