Ната́лья Генна́дьевна Криву́ля
(род.
8 июня
1972
,
Краснодар
) — российский теоретик и историк анимации, киновед, художник. Доктор искусствоведения, профессор
Московского государственного университета
имени М. В. Ломоносова, член
Союза кинематографистов РФ
, член
Московского союза художников
.
Биография
Родилась
8 июня
1972 года
в
Краснодаре
.
В 1992 году с отличием окончила
(мастерская В. М. Савранского и Э. П. Данильяна).
В 1998 году с отличием окончила
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова
(мастерская
и
С. М. Соколова
). Дипломный проект художественное решение анимационного фильма «Агада царя Соломона».
В 2001 году во ВГИКе защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Основные тенденции авторской анимации России 60-90-х годов».
В 2009 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий»
. Официальные оппоненты — доктор искусствоведения, профессор
Л. А. Зайцева
, доктор искусствоведения, профессор
и доктор искусствоведения, профессор
. Ведущая организация —
Государственный институт искусствознания
.
Преподаёт теорию и историю отечественной и зарубежной анимации в высших учебных заведениях Москвы.
Публикуется по вопросам киноискусства и анимации с 1996 года. Автор 8 книг и более 80 статей по проблемам теории и истории мировой анимации.
С 1997 года является членом Московского союза художников. Участник международных и всероссийских художественных выставок. Работы хранятся в частных коллекциях в России, Израиле, Англии, Германии, Канады, Литве.
С 2004 года член Союза кинематографистов РФ, гильдия киноведов и кинокритиков.
С 2004 года возглавляет международный проект «Анимация как феномен культуры».
Является основоположником нового научного направления «
Аниматология
», занимающегося изучением видов, форм, направлений, жанровых структур и технологий анимации, её истории.
Сочинения
Монографии
-
-
Лабиринты анимации. Исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины XX века. М., 2001.
-
Ожившие тени волшебного фонаря. Краснодар. 2006.
-
В зеркале времени. Анимация Америки (немой период). М. 2007.
-
Современный экран. Тенденции и вызовы времени. CH. « Ekran INK», 2011. (совместно с В.Типа)
-
История анимации (Учебно-методическое пособие). М, 2012.
-
Аниматология: Эволюция мировых аниматографий. В 2-х частях. М., 2012.
-
Анимационный персонаж. М., 2015.
-
Анимация и поэзия: созвучия и диссонансы. М., 2022.
-
Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы по специальности 54.05.03 Графика, специализация — художник анимации и компьютерной графики. М., 2022
Статьи
-
-
Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса и искусство кинематографии. Кино: Методология исследования.- М., 2001.
-
Что ждет нас на пути в страну мультипликации… Киномеханик/Новые фильмы, 2002, № 9.
-
История «Туманных картинок» (оптические представления до появления кинематографа)// Театр художника. Материалы лаборатории режиссёров и художников театров кукол. М.Союз театральных деятелей РФ, 2006.
-
Российская анимация в условиях глобализации аудиовизуального пространства. Анимация как феномен культуры. Материалы первой международной научно-практической конференции. М., 2006.
-
Признаки глокализации в аудиовизуальном пространстве: векторы развития анимации первого десятилетия XXI века// Анимация как феномен культуры. Материалы второй международной научно-практической конференции. М., 2006.
-
Панорама полнометражной европейской анимации конца XX и начала XXI века// Пространство возможностей и диалог цивилизаций. М., 2007.
-
Анимация и телевидение: роман, о котором не говорят// Искусство и образование, 2008, № 3(53).
-
// Искусство кино, 2008, № 6.
-
«Страшные» мультфильмы современной анимации// Культурно-историческая психология, 2014. Том 10. № 4
-
-
У истоков абстрактной анимации: синестетические поиски в творчестве братьев Джинанни Коррадини // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2019. — № 1 (19).
Фильмография
Примечания
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 4 июня 2022.
25 января 2022 года.
-
.
(неопр.)
.
Дата обращения: 4 июня 2022.
11 августа 2020 года.
-
.
(неопр.)
.
Дата обращения: 4 июня 2022.
3 декабря 2020 года.
Литература
Ссылки