Смирнов, Пётр Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Константи́н Алекса́ндрович Смирно́в ( 26 июля 1888 , Руза , Московская губерния — 28 ноября 1941 , , Свердловская область ) — философ, деятель обновленческого раскола , в котором был архиепископом Ярославским.
Родился 26 июля 1888 года в Рузе Московской губернии в дворянской семье. Отец Александр Кириллович Смирнов, православного вероисповедания, был старшим надзирателем Воспитательного дома, впоследствии присяжным поверенным и прокурором. Мать Евгения Александровна Смирнова (урождённая фон Кюстерн), лютеранского вероисповедания . В связи с ранней смертью матери от туберкулёза и новой женитьбой отца воспитывался в Витебске у родственниц.
В 1906 года окончил Витебскую классическую гимназию. Поступил на историко-филологический факультет Императорского Харьковского университета . Специализировался в области философии. В 1910 году удостоен золотой медали за сочинение по метафизике души — «Метафизическое учение о душе Лейбница и Гербарта». Участвовал в деятельности научного Историко-филологического общества, выступал с проповедями в университетском храме в Харькове.
С 26 августа 1914 года преподаватель Первой мужской гимназии города Петрограда . С 13 апреля 1915 года Императорского Московского университета .
С 25 сентября 1915 года преподаватель 11-й мужской гимназии города Москвы. С 24 февраля 1917 года директор Гатчинской учительской семинарии. С 3 октября 1917 года директор Путивльской женской гимназии. С 20 января 1919 года директор Чугуевской мужской гимназии и председатель педагогического совета Чугуевской женской гимназии .
Участвовал в работе Московского юридического собрания, публиковался в журналах « Русская мысль », « Вера и разум ». В 1917 году — секретарь Харьковского епархиального съезда.
14 ноября 1919 года удостоен степени магистра философии за сочинение «О времени и вневременном в связи с вопросом о бессмертии», часть которой опубликовал в 1918 году в журнале « Богословский вестник ». 16 ноября 1919 года утверждён в степени магистра философии .
В 1920 году направил правящему архиерею Харьковской епархии архиепископу Нафанаилу (Троицкому) прошение о рукоположении в сан священника, в котором, в частности, писал:
Будучи с одной стороны поклонником строго уставного (в широко-научном смысле этого слова) богослужения и его поэтических красот и в этом смысле верным учеником Скабаллановича , а с другой стороны вообще эстетом, тонко чувствующим все достоинства и недостатки тех или иных произведений живописи, музыки и архитектуры, как со стороны выдержанности их стиля и вообще чисто художественной, так и соответствия их своему назначению и долженствующих быть вложенными в них духовных идей и настроения, придаю огромное значение архитектуре храма, находящейся в нём иконописи, чтению и пению и болезненно чувствую всякого рода невежество, уродство и профанацию в этом отношении. Алтарь для меня самое святое место, а не род кулис, где можно переговариваться, где может быть склад всякого рода вещей вплоть до зеркала, умывальника и шубы с галошами.
25 марта 1921 года был рукоположён в сан диакона . 28 марта 1921 года рукоположён в сан пресвитера . Первоначально был избран настоятелем университетского храма в Харькове , однако отказался от избрания и в 1921 году принял должность настоятеля Вознесенской церкви города Лебедина .
Как отмечалось в книге «Очерки по истории русской церковной смуты», «Будучи магистром философии, обладая критическим и пытливым умом, О. Константин считал себя учеником и последователем знаменитого богослова М. М. Тареева . Сидя в своем Лебедянском кабинете, о. Константин исписывал горы бумаги, производя (вслед за своим учителем), настоящую революцию в богословии, — чего, разумеется, никто не замечал. Больший эффект производили его литургические реформы, о которых мы говорили выше и за которые он попал под запрещение в священнослужении. К сожалению, по страстности своего характера наш богослов, иной раз сходя с заоблачных высот философии, употреблял такие приемы, от которых Содрогнулся бы его учитель М. М. Тареев»
Став священником, совершал все богослужения, полагающиеся по уставу (включая повечерие , полунощницу и т. д.). Кроме того, активно занялся реформированием богослужения, ввёл ряд обрядов, исчезнувших из церковного обихода: мытьё престола в Страстной четверг , омовение ног на иерейском богослужении и т. д. Объяснял нововведения, не предусмотренные канонами, стремлением восстановить первохристианскую церковную практику . Критически относился к распространённым в практике православного богослужения акафистам различным святым.
Реформаторская деятельность о. Константина привела к запрещению в священнослужении правящим архиереем Харьковской епархии, наложенным 20 декабря 1921 года. 5 февраля 1922 года запрещение подтверждено Патриархом Тихоном . Не подчинился запрещению, продолжал служить .
В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. 23 августа 1922 года постановлением обновленческого ВЦУ запрещение в священнослужении было снято . Был возмущён низким моральным уровнем представителей основной обновленческой организации того времени, « Живой церкви », в Харьковской губернии, поэтому примкнул к другой обновленческой группе — Союзу церковного возрождения, возглавляемому Антонином (Грановским) .
В июне-июле 1924 года — участник Первого Всероссийского съезда СЦВ. На данном съезде, в частности, рассказал о своих впечатлениях от церковных реалий: «Я с детства хотел в храм войти, но был только около церковных стен, поскольку я был мирянином, ибо каждый мирянин не в храме, а только около храма. И когда я вошёл в этот храм в качестве его служителя, то, к своему удивлению, не увидел того, что ожидал. Я не увидел там молитвы и присутствия Божия в сердцах людей. Я увидел там граммофон и торговый прилавок. Я не видел глубокого душевного интереса. Я не видел возвышающих мыслей и настроений. Я почувствовал себя там тяжело. Я стал там задыхаться, искать выхода и света». Считал, что альтернативой такому положению дел являлся радикально-реформаторский СЦВ . Тот же съезд постановил «Приветствовать литургические труды о. К. Смирнова и иметь о них суждение после их напечатания» .
4 июля 1924 года избран членом Главного совета СЦВ и уполномоченным СЦВ на Украине. 12 декабря 1925 года возведён в сан протоиерея , с возложением золотого наперсного креста и палицы .
13 января 1926 года Всеукраинским обновленческим Синодом разрешено совершение богослужений во всех подведомственных приходах Украины. В том же году расторгнул первый брак и вступил во второй .
11 августа 1926 года назначен священником Казанского кафедрального собора в Ленинграде. С 1 сентября 1926 года профессор обновленческого Ленинградского высшего богословского института, где читал философию и литургику. 16 декабря 1926 года удостоен степени магистра богословия. 28 января 1927 года Всероссийским обновленческим Синодом утверждён в степени магистра богословия .
В феврале 1927 года был участником Первого всесоюзного миссионерского совещания, на котором избран членом президиума центрального миссионерского совета .
30 апреля 1928 года назначен епископом Пятигорским и Терским. 10 июня 1928 года в Москве, будучи во втором браке, хиротонисан во епископа Пятигорского и Терского . Хиротонию совершили: митрополит Вениамин (Муратовский) , митрополит Виталий (Введенский) и митрополит Александр Введенский , архиепископы Александр (Щербаков) и Сергий (Озерецковский), епископ Иоани (Панцулая). Кафедра располагалась в Спасском соборе в Пятигорске. Одновременно с 25 июня по 6 октября 1928 года временно управляющий Бакинской обновленческой епархией .
29 октября 1928 года назначен епископом Пензенским. Назначение не принял. 19 ноября 1928 года назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Назначение не принял. 30 ноября 1928 года назначен епископом Витебским и Городокским. Назначение не принял. 17 декабря 1928 года оставлен на Терской кафедре .
12 сентября 1929 года назначен епископом Клинским, викарием Московской обновленческой епархии и профессор Московской обновленческой богословской академии по кафедре христианской этики.
22 октября 1929 года назначен епископом Ферганским, председатель Ферганского обновленческого епархиального управления. Кафедра располагалась в Александро-Невском соборе города Фергана .
11 декабря 1929 года назначен епископом Челябинским и Приуральским. Назначение не принял .
28 января 1930 года уволен на покой с местопребыванием в городе Лебедине Сумского округа Украины. 4 июня 1930 года настоятель Скорбященской церкви посёлка Стекольного завода города Ленинграда. 12 августа 1930 года уволен за штат .
12 сентября 1930 года назначен епископом Вяземским и Ржевским, с оставлением в должности профессора Московской богословской академии. 31 октября 1930 года возведён в сан архиепископа .
12 сентября 1931 года назначен архиепископом Орехово-Зуевский. Кафедра располагалась в Рождество-Богородицком соборе города Орехово-Зуево. 23 марта 1932 года уволен на покой по болезни, с освобождением от должности профессора Московской богословской академии .
8 июня 1932 года направлен в распоряжение обновленческого Ивановского Областного Митрополитанского Церковного Управления. 22 июня 1932 года назначен настоятелем Одигитриевской церкви города Юхнов и благочинным церквей Юхновского, Мятлевского и Медынского районов Западной обновленческой митрополии. 12 августа 1932 года уволен на покой, с правом подыскания настоятельского места вне пределов Западной митрополии .
14 сентября 1932 года назначен настоятелем Казанской церкви города Коканд Ферганской епархии. 1 июня 1933 года, в связи с закрытием церкви, в распоряжении Московского Областного Митрополитанского Церковного Управления. В июне 1933 года назначен настоятелем Покровской церкви села Головково Солнечногорского района Московской области .
8 августа 1934 года назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, председателем обновленческого Ярославского епархиального управления. 16 марта 1936 года награждён правом ношения креста на клобуке. 23 марта 1936 года в связи с разделением Ивановской обновленческой митрополии на Ивановскую и Ярославскую назначен управляющим Ярославской митрополией с оставлением в должности Ярославского епархиального архиерея.
16 марта 1936 года указом Первоиерарха Православных Церквей в СССР митрополита Виталия (Введенского) от «за достославное служение Церкви Божией, плодотворную деятельность по управлению Ярославской епархией и ревностную борьбу против заблуждений еретичествующего раскола староцерковничества» награждён Крестом для ношения на клобуке.
20 мая 1936 года в г. Лебедине был арестован, проходил по одному делу с другим обновленческим иерархом Александром Боярским . Уголовное дело по осуждению Смирнова К. А. в 1936 году находится на хранении в УФСБ РФ по Ивановской области.
Был приговорён к трём годам лишения свободы ОСО при НКВД СССР 15 июля 1936 года по ст. КРГр, находился в заключении в Ухтпечлаге в посёлке Чибью (Воркута). Прибыл 16 октября 1936 г. Освобожден 26 февраля 1939 г. /Источник: «Книга памяти Республики Коми»/
В 1939 году вернулся в г. Сумы, некоторое время работал в артели «Красный молот»; 26 июня 1941 года был арестован второй раз.
Информация от Управления СБУ (Служба безопасности Украины) в Сумской области (40030, г. Сумы, ул. Кирова, 32, т. 22-25-71) — копия документа:
Согласно материалам архивного уголовного дела, которое находится на хранении в Управлении СБУ в Сумской области, Смирнов Константин Александрович, 1888 года рождения, уроженец г. Руза Московской области, русский, беспартийный, образование высшее — окончил Московский университет и Московскую духовную академию, бывший митрополит, до ареста работал плановиком в артели «Красный молот», проживал в г. Сумы, ул. Новопоселенская Засумка, дом 14, арестован 25 июня 1941 года СПО УНКГБ по Сумской области как социально-опасный элемент . Ему было предъявлено обвинение в том, что он, якобы, прибыв в 1939 году в г. Сумы из мест лишения свободы, начал восстанавливать прежние связи среди духовенства и церковников. 16 июля 1941 года предварительное следствие по делу было окончено, а дело направлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД, но в связи с обстановкой военного времени уголовное дело Особым Совещанием при НКВД СССР рассмотрено не было. Смирнов К. А. в связи с военной обстановкой был эвакуирован в Свердловскую область. 8 октября 1941 года прибыл в Ивдельлаг Харьковским этапом, а 28 ноября 1941 года умер от приостановления сердечной деятельности. Место захоронения установить невозможно, так как подразделение Ивдельлага ликвидировано в начале 50-х годов. Смерть Смирнова К. А. зарегистрирована в Сумском горЗАГСе 17 февраля 1967 года. Постановлением следователя УКГБ по Сумской области от 04.11.1963 года производство по делу Смирнова К. А. прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Был реабилитирован 4 ноября 1963 года. Заключением прокуратуры Сумской области от 19.02.1998 года СМИРНОВ Константин Александрович согласно ст.1 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 года реабилитирован .
Примечание . Смирнов К. А. в связи с военной обстановкой должен был быть эвакуирован в Свердловскую область, однако последним документом в уголовном деле является лишь справка врача об осмотре Смирнова К. А. перед отправлением этапом. Харьковский этап прибыл в 8 октября 1941 года.
В письме патриарху Тихону предложил реформировать церковное богослужение через «вовлечение народа в непосредственное, активное участие в богослужении (взамен простого стояния за ним)», поскольку «отличительной чертой богослужения является не только уставность, продолжительность, и торжественность его постановки и неизменно сопутствующее ему живое слово назидания и вдохновения, но и родство его с прежней золотой эпохой жизни Церкви, с тогдашней богослужебной практикой». К. Смирнов предлагал ввести следующие новшества: