К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Гюнтер Карл Ден ( нем. Günther Carl Dehn ; 18 апреля 1882 , Шверин , Германская империя , — 17 марта 1970 , Бонн , ФРГ ) — немецкий протестантский пастор, профессор прикладного богословия .
Родителями Дена были почтовый инспектор Карл Ден и Катинка Ден (урождённая Гросс). Из-за переводов Карла Дена по службе семье приходилось неоднократно переезжать с места на место. В 1887 году она оказалась в Берлине , где Гюнтер пошёл в начальную школу. С 1890 года он учился в гимназиях Кёслина (Померания) и Констанца , где 25 июля 1900 года получил аттестат зрелости. В том же году он начал изучать в Берлине германистику , историю и философию . Проучившись один семестр, он переехал в Галле , где учился ещё два семестра. После прочтения Нового Завета Ден, считавший себя гуманистом , пришёл к христианству. В 1902 году он переехал в Бонн и начал изучать протестантское богословие, чтобы стать пастором. После первого экзамена по богословию в 1906 году Ден был назначен викарием школы в Бойценбургер-Ланд . Сдав второй экзамен в 1908 году , Ден стал помощником проповедника кафедрального собора и до осени 1911 года был инспектором берлинского семинара для проповедников «Domkandidatenstift».
В октябре того же года он получил место пастора в Реформаторской церкви, расположенной в берлинском районе Моабит . Число прихожан этой церкви составляло около 10000, и большинство из них являлись рабочими, живущими на уровне прожиточного минимума . Ден старался доносить христианское слово до рабочих, учитывая при этом их каждодневные проблемы. Особое внимание он оказывал рабочей молодёжи крупных городов. В 1912—1923 годах Ден выпустил множество статей, в которых рассказал о полученном опыте, а в 1929 году обобщил свои наблюдения в книге «Proletarische Jugend».
В августе 1915 года Ден женился на Луизе Лахузен, дочери берлинского генерального суперинтендента Фридриха Лахузена. В 1918 году он находился в плену в лагерях близ Арнема и Хаттема .
После Ноябрьской революции Ден увидел в религиозном социализме Кристофа Блумхардта, Германа Куттера и Леонгарда Рагаца возможность ликвидировать традиционный разрыв между церковью и пролетариатом . С этой целью он основал в 1919 году «Социалистический союз друзей церкви», в декабре того же года объединившийся с союзом «Новая церковь» шарлоттенбургского пастора Карла Августа Анера в Союз религиозных социалистов Германии (СРСГ). Ден отказался войти в руководство нового союза и стал его рядовым членом.
В 1920 году он вступил в Социал-демократическую партию Германии , но в 1922 году вышел оттуда, так как его деятельность по приобщению рабочих к церкви не нашла отклика в СДПГ. Тем не менее он желал участвовать в социальной революции и показать рабочим, что понимает их. Он по-прежнему был связан с религиозными социалистами и в 1922 году выступил на их многолюдном собрании в Берлине, а в 1924 году сделал доклад на конгрессе в Меерсбурге .
В 1923 году генеральный суперинтендент Курмарка Отто Дибелиус основал берлинский религиозно-педагогический институт, в котором учителя народных школ в течение полугода учились на вечерних курсах повышения квалификации христианских воспитателей, проводя занятия с конфирмующимися . Он попросил Дена поработать там инструктором, и Ден пробыл в институте год.
В том же 1923 году Ден взял на себя руководство берлинской группой основанного после войны Эберхардом Арнольдом и Гульдой Диль кооперативного движения «Neuwerk», пытавшегося осуществить принципы Нагорной проповеди Иисуса и имущественную общность в совместной жизни своих членов. Каждую среду вечером группа собиралась в квартире Дена на три часа, где поочередно читала Библию и обсуждала актуальные политические, социальные, литературные и церковные вопросы. Она состояла большей частью из женщин 20-30 лет, многого добившихся в качестве молодёжных лидеров, работниц социального обеспечения и учительниц. Среди участников-мужчин были студенты, изучающие богословие, филологию и политику, а также банковские служащие и работники социального обеспечения. Члены группы происходили в основном из религиозных семей и, получив негативный опыт общения с церковью, относились к ней критично. Ден работал с группой до 1931 года .
31 июля 1926 года евангелистско-богословский факультет Вестфальского университета имени Вильгельма в Мюнстере присудил Дену степень почетного доктора за его практико-богословскую работу с молодёжью. Тем самым Ден получил право преподавания в вузах.
6 ноября 1928 года Ден выступил в общинном доме церкви святого Ульриха в Магдебурге с речью «Церковь и примирение народов», в которой признал право на оборонительную войну и отказ от военной службы по идейным соображениям. Но кульминацией его выступления стало следующее высказывание:
Вполне привычно, что церковь говорит о смерти за отечество словами из Библии: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“. Мы желаем, чтобы подобная смерть сохраняла свои достоинство и величие; но мы не меньше этого желаем сказать правду. В подобных случаях обычно отбрасывается то, что убитый сам стремился убивать. Поэтому их невозможно ставить рядом с другими христианами, ставшими жертвой убийства.
В связи с этим стоит обдумать вопрос о правомерности возведения в церквях памятников павшим. Или мы должны отказаться от гражданского общества?
Эти слова вызвали бурю возмущения, продолжавшуюся несколько месяцев и перекинувшуюся за пределы общины. Речь Дена стала повсеместно рассматриваться как приравнивание солдат к убийцам, недостойным оказания им христианских почестей в церквях. Ден получил множество ненавидящих и угрожающих писем. Немецкая национальная народная партия Магдебург-Анхальта осудила Дена в прессе, развязав тем самым его общегерманскую травлю. В связи с продолжающимися протестами общественных организаций Ден был вызван в Берлин для дачи объяснений консистории и через шесть месяцев после этого получил выговор за «причинение вреда общим интересам церкви». Его попросили впредь вести себя благоразумно, при этом не коснувшись содержания его речи.
С этого момента Ден стал повсеместно известен в Германии как «красный пастор». Он пытался занять место пастора в провинции или тюремного священника, но ни одна община не согласилась принять его. Тем большей неожиданностью стало для него последовавшее в 1930 году приглашение Гейдельбергского университета на должность профессора прикладного богословия. Но прежде, чем он смог приступить к работе, ответственный редактор журнала «Eisernen Blätter» Готтфрид Трауб напомнил общественности о «деле Дена». В связи с этим духовенство епархии в Карлсруэ выступило против назначения Дена «вплоть до прояснения данного вопроса».
Тем временем Ден получил предложение от прусского министра по делам культов Гримме вести курс прикладного богословия в Галле. Однако Ден все ещё надеялся на место в Гейдельберге и попросил тамошнего декана, чтобы перед появлением в университете преподаватели богословского факультета выразили ему доверие в свете возобновленных обвинений. Это было сделано, но кандидатура Дена была отвергнута шестью голосами против одного.
Сразу после получения отказа из Гейдельберга Ден телеграфировал Гримме о своем согласии на преподавание в Галле и отправился туда. Студенты факультета, входившие в Национал-социалистический союз студентов Германии и услышавшие о его возможном назначении, начали под руководством Иоахима Мруговского распространять листовки, направленные против Дена. Факультет пообещал Дену защиту от возможных студенческих нападок и предоставил ему отпуск на год для подготовки к новой деятельности. За это время кампания против него в университете усилилась. В июне 1933 года Ден, проводивший отпуск в Англии , узнал из газеты, что факультет отказал ему в предоставлении курса. Он также узнал от жены, что среди книг, сожженных 10 мая , была и его книга «Proletarische Jugend».
Несмотря на эти события, Ден с женой вернулись в Германию и поселились в берлинском районе Берлин-Шёнеберг . Ему было разрешено служить там помощником проповедника, и служба эта продлилась девять месяцев. Пастор мемориальной церкви кайзера Вильгельма , друг Дена Герхард Якоби, также возглавлявший берлинское отделение Исповедующей церкви (ИЦ), предложил Дену стать консультантом ИЦ по вопросам богословия, на что тот согласился и стал руководить повышением богословской квалификации берлинских пасторов, принадлежащих к ИЦ. В августе 1937 года распоряжением Гиммлера ИЦ было запрещено заниматься педагогической деятельностью, и с этого момента обучение стало вестись нелегально.
В начале мая 1941 года гестапо провело обыск у суперинтендента Мартина Альберца, во время которого изъяло все документы, касающиеся подпольного обучения в берлинской ИЦ. 9 мая Ден был арестован и приговорен к году тюремного заключения, которое отбывал в различных берлинских тюрьмах. Сразу после освобождения 8 мая 1942 года он был арестован вновь и выпущен только 3 июля .
Затем Ден лечился в тюбингенском санатории, а осенью 1942 года был призван на военную службу и направлен пастором в Равенсбург . Позднее он говорил: «Это был первый раз в моей жизни, когда я был для общины охотно встречаемым, желанным и уважаемым пастором».
В 1946—1954 годах Ден преподавал в Бонне прикладное богословие в качестве профессора.
В 1952 году он был награждён Офицерским крестом ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» .
В 1962 году Ден заявил:
Мои труды во имя пролетариата оказались тщетными. Проблема „Церковь и рабочий класс“ остается нерешенной по сей день; так каким же образом она могла быть решена тогда! Моя радостная вера в победу евангельского слова в современном индустриальном мире медленно угасла и в конце концов обратилась в разочарованность.