Interested Article - Ден, Гюнтер Карл

Гюнтер Карл Ден ( нем. Günther Carl Dehn ; 18 апреля 1882 , Шверин , Германская империя , — 17 марта 1970 , Бонн , ФРГ ) — немецкий протестантский пастор, профессор прикладного богословия .

Биография

Учеба и начало служения

Родителями Дена были почтовый инспектор Карл Ден и Катинка Ден (урождённая Гросс). Из-за переводов Карла Дена по службе семье приходилось неоднократно переезжать с места на место. В 1887 году она оказалась в Берлине , где Гюнтер пошёл в начальную школу. С 1890 года он учился в гимназиях Кёслина (Померания) и Констанца , где 25 июля 1900 года получил аттестат зрелости. В том же году он начал изучать в Берлине германистику , историю и философию . Проучившись один семестр, он переехал в Галле , где учился ещё два семестра. После прочтения Нового Завета Ден, считавший себя гуманистом , пришёл к христианству. В 1902 году он переехал в Бонн и начал изучать протестантское богословие, чтобы стать пастором. После первого экзамена по богословию в 1906 году Ден был назначен викарием школы в Бойценбургер-Ланд . Сдав второй экзамен в 1908 году , Ден стал помощником проповедника кафедрального собора и до осени 1911 года был инспектором берлинского семинара для проповедников «Domkandidatenstift».

Мемориальная доска на здании Реформаторской церкви

В октябре того же года он получил место пастора в Реформаторской церкви, расположенной в берлинском районе Моабит . Число прихожан этой церкви составляло около 10000, и большинство из них являлись рабочими, живущими на уровне прожиточного минимума . Ден старался доносить христианское слово до рабочих, учитывая при этом их каждодневные проблемы. Особое внимание он оказывал рабочей молодёжи крупных городов. В 1912—1923 годах Ден выпустил множество статей, в которых рассказал о полученном опыте, а в 1929 году обобщил свои наблюдения в книге «Proletarische Jugend».

В августе 1915 года Ден женился на Луизе Лахузен, дочери берлинского генерального суперинтендента Фридриха Лахузена. В 1918 году он находился в плену в лагерях близ Арнема и Хаттема .

Христианин и социалист

После Ноябрьской революции Ден увидел в религиозном социализме Кристофа Блумхардта, Германа Куттера и Леонгарда Рагаца возможность ликвидировать традиционный разрыв между церковью и пролетариатом . С этой целью он основал в 1919 году «Социалистический союз друзей церкви», в декабре того же года объединившийся с союзом «Новая церковь» шарлоттенбургского пастора Карла Августа Анера в Союз религиозных социалистов Германии (СРСГ). Ден отказался войти в руководство нового союза и стал его рядовым членом.

В 1920 году он вступил в Социал-демократическую партию Германии , но в 1922 году вышел оттуда, так как его деятельность по приобщению рабочих к церкви не нашла отклика в СДПГ. Тем не менее он желал участвовать в социальной революции и показать рабочим, что понимает их. Он по-прежнему был связан с религиозными социалистами и в 1922 году выступил на их многолюдном собрании в Берлине, а в 1924 году сделал доклад на конгрессе в Меерсбурге .

В 1923 году генеральный суперинтендент Курмарка Отто Дибелиус основал берлинский религиозно-педагогический институт, в котором учителя народных школ в течение полугода учились на вечерних курсах повышения квалификации христианских воспитателей, проводя занятия с конфирмующимися . Он попросил Дена поработать там инструктором, и Ден пробыл в институте год.

В том же 1923 году Ден взял на себя руководство берлинской группой основанного после войны Эберхардом Арнольдом и Гульдой Диль кооперативного движения «Neuwerk», пытавшегося осуществить принципы Нагорной проповеди Иисуса и имущественную общность в совместной жизни своих членов. Каждую среду вечером группа собиралась в квартире Дена на три часа, где поочередно читала Библию и обсуждала актуальные политические, социальные, литературные и церковные вопросы. Она состояла большей частью из женщин 20-30 лет, многого добившихся в качестве молодёжных лидеров, работниц социального обеспечения и учительниц. Среди участников-мужчин были студенты, изучающие богословие, филологию и политику, а также банковские служащие и работники социального обеспечения. Члены группы происходили в основном из религиозных семей и, получив негативный опыт общения с церковью, относились к ней критично. Ден работал с группой до 1931 года .

31 июля 1926 года евангелистско-богословский факультет Вестфальского университета имени Вильгельма в Мюнстере присудил Дену степень почетного доктора за его практико-богословскую работу с молодёжью. Тем самым Ден получил право преподавания в вузах.

«Дело Дена»: изгнание из высшей школы

6 ноября 1928 года Ден выступил в общинном доме церкви святого Ульриха в Магдебурге с речью «Церковь и примирение народов», в которой признал право на оборонительную войну и отказ от военной службы по идейным соображениям. Но кульминацией его выступления стало следующее высказывание:

Вполне привычно, что церковь говорит о смерти за отечество словами из Библии: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих“. Мы желаем, чтобы подобная смерть сохраняла свои достоинство и величие; но мы не меньше этого желаем сказать правду. В подобных случаях обычно отбрасывается то, что убитый сам стремился убивать. Поэтому их невозможно ставить рядом с другими христианами, ставшими жертвой убийства.
В связи с этим стоит обдумать вопрос о правомерности возведения в церквях памятников павшим. Или мы должны отказаться от гражданского общества?

Эти слова вызвали бурю возмущения, продолжавшуюся несколько месяцев и перекинувшуюся за пределы общины. Речь Дена стала повсеместно рассматриваться как приравнивание солдат к убийцам, недостойным оказания им христианских почестей в церквях. Ден получил множество ненавидящих и угрожающих писем. Немецкая национальная народная партия Магдебург-Анхальта осудила Дена в прессе, развязав тем самым его общегерманскую травлю. В связи с продолжающимися протестами общественных организаций Ден был вызван в Берлин для дачи объяснений консистории и через шесть месяцев после этого получил выговор за «причинение вреда общим интересам церкви». Его попросили впредь вести себя благоразумно, при этом не коснувшись содержания его речи.

С этого момента Ден стал повсеместно известен в Германии как «красный пастор». Он пытался занять место пастора в провинции или тюремного священника, но ни одна община не согласилась принять его. Тем большей неожиданностью стало для него последовавшее в 1930 году приглашение Гейдельбергского университета на должность профессора прикладного богословия. Но прежде, чем он смог приступить к работе, ответственный редактор журнала «Eisernen Blätter» Готтфрид Трауб напомнил общественности о «деле Дена». В связи с этим духовенство епархии в Карлсруэ выступило против назначения Дена «вплоть до прояснения данного вопроса».

Тем временем Ден получил предложение от прусского министра по делам культов Гримме вести курс прикладного богословия в Галле. Однако Ден все ещё надеялся на место в Гейдельберге и попросил тамошнего декана, чтобы перед появлением в университете преподаватели богословского факультета выразили ему доверие в свете возобновленных обвинений. Это было сделано, но кандидатура Дена была отвергнута шестью голосами против одного.

Сразу после получения отказа из Гейдельберга Ден телеграфировал Гримме о своем согласии на преподавание в Галле и отправился туда. Студенты факультета, входившие в Национал-социалистический союз студентов Германии и услышавшие о его возможном назначении, начали под руководством Иоахима Мруговского распространять листовки, направленные против Дена. Факультет пообещал Дену защиту от возможных студенческих нападок и предоставил ему отпуск на год для подготовки к новой деятельности. За это время кампания против него в университете усилилась. В июне 1933 года Ден, проводивший отпуск в Англии , узнал из газеты, что факультет отказал ему в предоставлении курса. Он также узнал от жены, что среди книг, сожженных 10 мая , была и его книга «Proletarische Jugend».

Нелегальный наставник пасторов в Третьем рейхе

Несмотря на эти события, Ден с женой вернулись в Германию и поселились в берлинском районе Берлин-Шёнеберг . Ему было разрешено служить там помощником проповедника, и служба эта продлилась девять месяцев. Пастор мемориальной церкви кайзера Вильгельма , друг Дена Герхард Якоби, также возглавлявший берлинское отделение Исповедующей церкви (ИЦ), предложил Дену стать консультантом ИЦ по вопросам богословия, на что тот согласился и стал руководить повышением богословской квалификации берлинских пасторов, принадлежащих к ИЦ. В августе 1937 года распоряжением Гиммлера ИЦ было запрещено заниматься педагогической деятельностью, и с этого момента обучение стало вестись нелегально.

В начале мая 1941 года гестапо провело обыск у суперинтендента Мартина Альберца, во время которого изъяло все документы, касающиеся подпольного обучения в берлинской ИЦ. 9 мая Ден был арестован и приговорен к году тюремного заключения, которое отбывал в различных берлинских тюрьмах. Сразу после освобождения 8 мая 1942 года он был арестован вновь и выпущен только 3 июля .

Затем Ден лечился в тюбингенском санатории, а осенью 1942 года был призван на военную службу и направлен пастором в Равенсбург . Позднее он говорил: «Это был первый раз в моей жизни, когда я был для общины охотно встречаемым, желанным и уважаемым пастором».

Прикладное богословие

В 1946—1954 годах Ден преподавал в Бонне прикладное богословие в качестве профессора.

В 1952 году он был награждён Офицерским крестом ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» .

В 1962 году Ден заявил:

Мои труды во имя пролетариата оказались тщетными. Проблема „Церковь и рабочий класс“ остается нерешенной по сей день; так каким же образом она могла быть решена тогда! Моя радостная вера в победу евангельского слова в современном индустриальном мире медленно угасла и в конце концов обратилась в разочарованность.

Избранные сочинения

  • Die religiöse Gedankenwelt der Proletarienjugend in Selbstzeugnissen dargestellt. — Berlin: Furche-Verlag, 1923.
  • Der Gottessohn. Eine Einführung in das Evangelium des Markus. — Berlin, 1929.
  • Proletarische Jugend. — Berlin: Furche-Verlag, 1929.
  • Kirche und Völkerversöhnung. Dokumente zum Halleschen Universitätskonflikt. Mit einem Nachwort von Günther Dehn, 1931.
  • Meine Zeit steht in Deinen Haenden. Biblische Meditationen fuer alle Sonn- und Feiertage des Kirchenjahres. — Berlin: Furche, 1937.
  • Die zehn Gebote Gottes — Nach Luthers kleinem Katechismus für Kinder erzählt. — Göttingen, 1939.
  • Bleibe bei uns, Herr: Biblische Meditationen für die Sonn- und Festtage des Kirchenjahres. — Hamburg: Furche, 1959.

Примечания

  1. Günther Karl Dehn // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,

Литература

  • Bredendiek, Walter. Ein Vorspiel kommender Ereignisse. // Evangelische Monatsschrift STANDPUNKT (Beilage). — 1983. — № 1. — S. 2-8.
  • Eberle, Henrik. Die Martin-Luther-Universität in der Zeit des Nationalsozialismus 1933—1945. — Mitteldeutscher Verlag, 2002. — ISBN 3-89812150-X .
  • Gerhard Goeters, J.F. Günther Dehn. // Theologische Realenzyklopädie . — Band 8. — 1981. — S. 390—392.
  • Hoenen, Raimund. Günther Dehn (1882—1970) — Außenseiter für Frieden. // Sames, Arno (Hrsg.). 500 Jahre Theologie in Wittenberg und Halle 1502—2002. Beiträge aus der Theologischen Fakultät der Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg zum Universitätsjubiläum 2002. — Leipzig: LStRLO 6, 2003.
  • Lewerenz, Olaf. Die Relevanz der Ansätze von Friedrich Siegmund-Schultze und Günther Dehn für die kirchlich-diakonische Arbeit in sozialen Brennpunkten. Dargestellt am Beispiel der Gemeinde Am Bügel in Frankfurt/Main. — Heidelberg: BDW.A DA 136, 1990.
  • Schwab, Ulrich. Günther Dehn. // Die Religion in Geschichte und Gegenwart (RGG). — 4. Auflage. — Band 2. — 1999. — Sp. 614.
  • Schneemelcher, Wilhelm u.a. (Hrsg.). Festschrift für Günther Dehn zum 75. Geburtstag am 18. April 1957, dargebracht von der Evangelisch-Theologischen Fakultät der Rheinischen Friedrich Wilhelms-Universität zu Bonn. — Verlag der Buchhandlung des Erziehungsvereins, 1957. — ASIN B0000BI03N.
  • Stengel, Friedemann. Wer vertrieb Günther Dehn (1882—1970) aus Halle? // Zeitschrift für Kirchengeschichte. — Stuttgart: Kohlhammer, 2003. — Vol. 114. — № 3. — ISSN 0044-2925.
  • Weyer, Rüdiger. Günther Dehn. // Kirche — Staat — Gesellschaft in Autobiographien des Kirchenkampfes. — Waltrop: Spenner, 1997. — S. 190—203.
Источник —

Same as Ден, Гюнтер Карл