О́черк
— одна из разновидностей малой формы
эпической
литературы
—
рассказа
, отличная от другой его формы,
новеллы
, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося
конфликта
и большей развитостью описательного изображения. Отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются или реальные события и люди, или образы-типы (вместо проработанной личности), посвящённый злободневной или публицистической теме.
Граница между этими двумя формами не всегда очевидна, так же, как и граница между различаемыми по затронутой тематике видами очерков: лирико-философские, путевые, нравоописательные,
мемуарные
,
этнографические
и другие. Широко распространена традиция объединения очерков в циклы, связанные не единым сюжетом, а общностью проблематики.
Основные особенности жанра
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления
характера
личности
в её конфликтах с устоявшейся
общественной средой
, как это присуще новелле (и
роману
), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности
художественной литературы
и
публицистики
.
В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные
факты
и
явления
общественной жизни, нередко — в сопровождении статистических данных и других документальных источников, и как правило, в сопровождении прямого истолкования их
автором
.
Основной признак очерка — писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других
литературных жанрах
. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и
композиционное
его построение. В очерке может совсем отсутствовать
сюжет
или он во всяком случае ослаблен («
Записки охотника
»
И. С. Тургенева
,
1847
-
51
; «Очерки бурсы»
Н. Г. Помяловского
,
1862
-
63
).
Автор
очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это даёт очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего. В очерке гораздо большее значение, чем например в
рассказе
, имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык очерка в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты очерка как жанра не остаются постоянными.
История зарождения
Зарождение жанра очерка связано с
эпохой Просвещения
, когда на страницах
английских
сатирических
журналов
(англ.)
(
(
1709
—
1711
) и «
Зритель
» (
1711
—
1714
)
Ричарда Стила
и
Джозефа Аддисона
появились первые нравоописательные очерки
. Широкое распространение нравоописательный очерк получил в европейской литературе, прежде всего во Франции (
Оноре де Бальзак
,
Жюль Жанен
), в
1830-е
-
40-е
гг.
В
России
традиции очеркового жанра закладывал
Н. И. Новиков
в сатирических журналах «
Трутень
» и
«Живописец».
Расцвет жанра очерка в России пришёлся на
1840-е
, во 2-й пол.
1850-х
—
1870-е
гг., в творчестве
М. Е. Салтыкова-Щедрина
(цикл «Губернские очерки»,
1856
-
57
),
В. А. Слепцова
(цикл «Владимирка и Клязьма»,
1861
), когда он становится ведущим жанром.
Виды очерков
-
Портретный очерк
. В отличие от других произведений художественной литературы в портретном очерке образ героя не вымышлен, а взят из реальной действительности
. Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков. Необходимо указывать подробности, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его над всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем публицистический.
-
Проблемный очерк
. Основная задача автора — публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи.
-
Путевой очерк
. Сложился гораздо раньше, чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, об увиденном и услышанном. Многие русские писатели обращались к этому жанру:
А. С. Пушкин
(«
Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года
»),
А. Н. Радищев
(«
Путешествие из Петербурга в Москву
»),
А. А. Бестужев
,
А. П. Чехов
(«
Остров Сахалин
») и другие
. Может включать в себя элементы других очерков. Например, портретный используется для описания людей и их нравов, которые повстречались автору во время его путешествия. Или элементы проблемного очерка могут использоваться для анализа ситуации в разных городах и сёлах.
-
Исторический очерк
. Хронологическое, научно обоснованное изложение истории предмета исследования. Например, «Исторический очерк Вятского края», 1870 год. Очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
Примечания
-
П. К. Ф.
//
Литературная энциклопедия
: в 11 т. — [
М.
], 1929—1939.
-
, с. 114.
-
, p. 94—102.
-
Моруа А.
Прометей, или жизнь Бальзака = Promethee ou La vie de Balzak / Андре Моруа;
пер. с фр. Я. З. Лесюка
,
Н. И. Немчиновой
. —
М.
: АСТ; Астрель, 2011. — 732 с. —
ISBN 978-5-17-068521-9
.
-
История русской журналистики XVIII-XIX веков /
В. Г. Березина
,
А. Г. Дементьев
,
Б. И. Есин и др.
;
Под ред. проф. А. В. Западова
. — 2-е изд., испр. и доп. —
М.
: Высш. школа, 1966. — С. 56—65. — 544, Библиогр.: с. 539—542 с.
-
Барахов В. С.
Искусство литературного портрета. — М., 1976, с. 6
-
, Путевой очерк: диссертация, с. 3.
Литература
-
Очерк
// Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.
А. Н. Николюкина
. —
Институт научной информации по общественным наукам РАН
: Интелвак, 2001. — Стб. 707—709. — 1596 с. —
ISBN 5-93264-026-X
.
-
Очерк
// Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.:
Л. И. Тимофеев
и
С. В. Тураев
. —
М.
: «Просвещение», 1974. — С. 253—256. — 509 с. —
300 000 экз.
-
Журбина Е. И.
.
Теория и практика художественно-публицистических жанров. —
М.
: Мысль, 1969. — 399 с.
-
Колосов Г. В.
Очерк и жизнь. — Алма-Ата: Казахстан, 1966. — 120 с.
-
П. К. Ф.
//
/
Гл. ред.
А. В. Луначарский
. —
М.
:
ОГИЗ
РСФСР
,
гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл."
, 1934; 1929—1939. — Т. 8. — Стб. 381—388. —
29 500 экз.
-
Панцерев К. А
.
Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра : диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.10 / С.-Петерб. гос. ун-т. — РГБ — Шифры: [Отд.дисс.(Химки)] 61 05-10/716, Рег.ном.: д11872-05. —
СПб.
, 2004. — Библиогр.: с.192-207. — 207 с. —
ББК
Ш5(2=Р)-334.64,0
.
-
Тертычный А. А.
Жанры периодической печати. —
М.
: Аспект Пресс, 2017. — 315, [1] с с. —
ISBN 5756702512
, ББК:Ч612.1,6(2)6я73-1. —
ISBN 9785756702514
.
-
Черепахов М. С.
Работа над очерком. —
М.
: изд-во Моск. ун-та, 1966. — 95 с.
-
(англ.)
(
.
// Bibliographical Notes on One Hundred Books Famous in English Literature
(англ.)
(англ.)
. — NY:
Grolier Club
, 1903. — P. 227.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
Статья основана на материалах
Литературной энциклопедии 1929—1939
.