Гексаграмма (И цзин)
- 1 year ago
- 0
- 0
5-я из 64-х гексаграмм « Ицзина ». Необходимость ждать .
Внизу триграмма Цянь (Небо; 乾), вверху триграмма (Вода; 坎).
需,有孚,光亨,贞吉;利涉大川。
Необходимость ждать, обладание правдой, ясно проявляться, стойкость к счастью; благоприятен брод через великую реку.
初九,需于郊,利用恒,无咎。
В начале сплошная, ждать на окраине, благоприятно применение постоянства, порицания не будет.
九二,需于沙,小有言,终吉。
Вторая — сплошная, ждать на отмели, иметь незначительный разговор, в конце концов — счастье.
九三,需于泥,致寇至。
Третья — сплошная, ждать в иле, близится приход разбойников.
六四,需于血,出自穴。
Четвёртая — прерывистая, ждать в крови, выйти из пещеры.
九五,需于酒食,贞吉。
Пятая — сплошная, ждать за вином и яствами, стойкость к счастью.
上六,入于穴,有不速之客三人来,敬之终吉。
Верхняя — прерывистая, войти в пещеру, придут три неспешных гостя, с уважением их встретишь — в конце концов будет счастье.
Общий комментарий: Умение ждать — необходимое условие успешной деятельности. Форсирование событий может привести к поражению. Иллюстрацией данного положения может служить история, рассказанная Мэн-цзы , ставшая впоследствии основой популярного в Китае чэнъюя «Тянуть ростки, помогая им расти».
В то же время умение ждать не равнозначно пассивному ожиданию. Нижняя триграмма «Творчество» описывает внутренний аспект, верхняя триграмма «Вода» — внешний аспект. Структура замысла только формируется, её черты ещё кроются в тумане. Было бы ошибкой «тянуть ростки, помогая им расти», но одновременно, не подготовить почву, ожидая, что рассада вырастет сама, значит также не получить урожай.
Правильно созданные причины будущих событий в сочетании с хорошо просчитанной паузой приводят к тому, что замысел творчества кристаллизуется в ясную схему. И хотя бесформенность тумана сменяется бурным потоком полноводной реки, это уже не смущает разум. Поэтому переход вброд благоприятен.
Первая черта: Любая осознанная деятельность начинается с усвоения опыта предшественников. Поэтому на начальном этапе познания неизбежно приходится начинать на окраине, а не в гуще событий, требующих наличия собственного опыта. Но игнорировать или перескочить этот этап невозможно, поэтому сказано: ждать на окраине.
Вторая черта: На втором этапе уже можно взглянуть на мир своими глазами, чтобы сравнить его с теоретическим описанием. Хотя и в этой ситуации опять возникает определённый дисбаланс между желанием форсировать события или оставить все как есть — «иметь незначительный разговор». Но тот, кто владеет чувством момента, выберет единственно верный вариант — ждать на берегу. Поэтому в конце концов будет счастье.
Третья черта: Необходимость ждать на третьем этапе диктуется тактическими соображениями. Третья черта — последняя черта триграммы «Творчество». Верхняя триграмма «Вода» уже омывает ноги. Приобретенные навыки и знания рождают уверенность в своих силах. Остается перед решительным штурмом лишь оценить скорость течения, температуру воды и прочие параметры, недоступные на втором этапе. Поэтому сказано: ждать в иле, близится приход разбойников.
Четвертая черта: Четвёртый этап самый драматический. Интенсивность событий настолько велика, что напоминает кровавую битву. Но, несмотря на это, умение ждать подсказывает, что самое время выйти из пещеры и проявить себя. Мастерство позволяет предугадывать разворачивающиеся события, и остается только ждать, чтобы вступить в действие в нужный момент и нужном месте. Поэтому сказано: ждать в крови.
Пятая черта: Сражения и битвы уже в прошлом. Всё завоевано и постигнуто. Исчезла необходимость в какой-либо активной деятельности. Время ожидания спокойно проходит за столом с напитками и яствами.
Шестая черта: Подобно тому, как пианист став виртуозом, перестает обращать внимание на пальцы, так и необходимость отслеживать ожидание также отпадает. Предел мастерства достигнут, самое время для того, чтобы удалиться обратно в пещеру, из которой вышел. Там в тишине и одиночестве, в водах реки можно наблюдать отражение первых трех подготовительных этапов, которые заложили основу для успешной переправы. Поэтому сказано: придут три неспешных гостя.
![]() (Земля) |
![]() (Гора) |
![]() (Вода) |
![]() (Ветер) |
![]() (Гром) |
![]() (Огонь) |
![]() (Водоём) |
![]() Цянь (Небо) |
Верхняя
триграмма
Нижняя
триграмма |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() ![]() 11. |
![]() ![]() 26. |
![]() ![]() 5. |
![]() ![]() 9. |
![]() ![]() 34. |
![]() ![]() 14. |
![]() ![]() 43. |
![]() ![]() 1. |
![]() Цянь (Небо) |
![]() ![]() 19. |
![]() ![]() 41. |
![]() ![]() 60. |
![]() ![]() 61. |
![]() ![]() 54. |
![]() ![]() 38. |
![]() ![]() 58. |
![]() ![]() 10. |
![]() (Водоём) |
![]() ![]() 36. |
![]() ![]() 22. |
![]() ![]() 63. |
![]() ![]() 37. |
![]() ![]() 55. |
![]() ![]() 30. |
![]() ![]() 49. |
![]() ![]() 13. |
![]() (Огонь) |
![]() ![]() 24. |
![]() ![]() 27. |
![]() ![]() 3. Чжунь |
![]() ![]() 42. |
![]() ![]() 51. |
![]() ![]() 21. |
![]() ![]() 17. |
![]() ![]() 25. |
![]() (Гром) |
![]() ![]() 46. |
![]() ![]() 18. |
![]() ![]() 48. |
![]() ![]() 57. |
![]() ![]() 32. |
![]() ![]() 50. |
![]() ![]() 28. |
![]() ![]() 44. |
![]() (Ветер) |
![]() ![]() 7. |
![]() ![]() 4. Мэн |
![]() ![]() 29. |
![]() ![]() 59. |
![]() ![]() 40. |
![]() ![]() 64. |
![]() ![]() 47. |
![]() ![]() 6. Сун |
![]() (Вода) |
![]() ![]() 15. |
![]() ![]() 52. |
![]() ![]() 39. |
![]() ![]() 53. |
![]() ![]() 62. |
![]() ![]() 56. |
![]() ![]() 31. |
![]() ![]() 33. |
![]() (Гора) |
![]() ![]() 2. Кунь |
![]() ![]() 23. |
![]() ![]() 8. |
![]() ![]() 20. |
![]() ![]() 16. |
![]() ![]() 35. |
![]() ![]() 45. |
![]() ![]() 12. |
![]() (Земля) |