Тосиро Маюдзуми
(
яп.
黛敏郎
,
20 февраля
1929
,
Иокогама
—
10 апреля
1997
,
Кавасаки
) — японский композитор.
Биография
Учился в
Токийском национальном художественном университете
(
1945
—
1951
), затем в
Парижской консерватории
(
1952
). Вернувшись в Японию, основал экспериментальную группу
Трое
, экспериментировал с
конкретной музыкой
. Одним из первых в Японии обратился к электронной музыке.
Сын — кинорежиссёр
(р.
1953
).
Творчество
В начале пути испытал влияние
Э.Вареза
. С
1957
вернулся к национальным традициям, философии
буддизма
(симфонии
Нирвана
,
1958
;
Мандала
,
1960
). Активно работал в кино как с японскими (
Кэндзи Мидзогути
,
Кон Итикава
,
Ясудзиро Одзу
,
Сёхэй Имамура
), так и с американскими режиссёрами (
Джон Хьюстон
), написал музыку более чем к 100 фильмам. Также работал в театре, сотрудничал с
Юкио Мисимой
.
Избранные сочинения
Оперы
-
Kinkakuji
/ Золотой храм (
1976
, по роману Юкио Мисимы)
-
Kojiki
/ День богов (
1996
)
Балет
Оркестровые сочинения
-
Rumba Rhapsody
(
1948
)
-
Symphonic Mood
(
1950
)
-
Bacchanale
(
1954
)
-
Ektoplasm
(
1954
)
-
Tonepleromas '55
(
1955
)
-
Nirvana Symphony
для мужского хора и оркестра (
1958
)
-
Mandala Symphony
(
1960
)
-
Music with Sculpture
(
1961
)
-
Bugaku
(
1962
)
-
Textures
для духового оркестра (
1962
)
-
Samsara
, симфоническая поэма (
1962
)
-
Essay in Sonorities (Mozartiana)
(
1963
)
-
Essay
для струнного оркестра (1963)
-
Fireworks
(1963)
-
Ongaku no tanjō
/ Рождение музыки (
1964
)
-
Концерт для ударных и духового оркестра
(
1965
)
-
Маленький концерт для ксилофона и оркестра
(1965)
-
Shu
/ Чары (
1967
)
-
Tateyama
(
1974
)
-
Mukyūdō
/ Вечное движение (
1989
)
Инструментальные и ансамблевые сочинения
-
Соната для скрипки и фортепиано
(
1946
)
-
12 прелюдий для фортепиано
(1946)
-
Hors d'œuvre
для фортепиано (
1947
)
-
Дивертисмент для 10 инструментов
(
1948
)
-
Струнный квартет
(
1952
)
-
Секстет для флейты, кларнета, бас-кларнета, валторны, трубы и фортепиано
(
1955
)
-
Tone Pleromas 55
для 5 саксофонов, музыкальной пилы и фортепиано (
1955
)
-
Pieces
для подготовленного фортепиано и струнного квартета (
1957
)
-
Mikrokosmos
для синтезатора, гитары, музыкальной пилы, вибрафона, ксилофона, ударных и фортепиано (1957)
-
Bunraku
для виолончели (
1960
)
-
Прелюдия
для струнного квартета (
1961
)
-
Metamusic
для саксофона, скрипки и фортепиано (
1961
)
-
Shōwa ten-pyō raku
для ансамбля
гагаку
(
1970
)
-
Rokudan
для арфы (
1989
)
Электронная музыка
-
Boxing
(
1954
)
-
X, Y, Z
(
1955
)
-
Music for Sine Wave by Proportion of Prime Number
(1955)
-
Music for Modulated Wave by Proportion of Prime Number
(1955)
-
Invention for Square Wave and Saw-tooth Wave
(1955)
-
Variations on Numerical Principle of 7
(
1956
)
-
Aoi no ue
(
1957
)
-
Campanology
для мульти-фортепиано (
1959
)
-
Olympic Campanology
(
1964
)
-
Mandala
для голоса и электроники (
1969
)
Киномузыка
-
Господин Пу
(
1953
, Кон Итикава, композитор сыграл также заглавную роль в фильме)
-
Район красных фонарей
(
1956
,
Кэндзи Мидзогути
)
-
Пламя
(
1958
, Кон Итикава, по роману Юкио Мисимы
Золотой храм
)
-
Неутолимое желание
(1958, Сёхэй Имамура)
-
Доброе утро
(1959,
Ясудзиро Одзу
)
-
Когда женщина поднимается по лестнице
(
1960
, Микио Нарусэ)
-
Токийская Олимпиада
(
1965
, Кон Итикава)
-
Порнографы
(
1966
, Сёхэй Имамура)
-
Библия
(1966, Джон Хьюстон, номинация на
Оскар
, номинация на
Золотой глобус
за лучшую музыку к фильму)
-
Отражения в золотом глазу
(
1967
, Джон Хьюстон по роману
Карсон Маккалерс
)
Признание
Лауреат премии Сантори (
1996
) и других наград.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|