Interested Article - Саляхов, Рабис Магалимович

Рабис Магалимович Саляхов ( тат. Рабис Мөгаллим улы Сәлахов ; род. 10 декабря 1958 , Староактау , Буздякский район , Башкирская АССР , РСФСР , СССР ) — советский и российский татарский художник , живописец , керамист , дизайнер . Народный художник Республики Татарстан (2018), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2006).

Биография

Рабис Магалимович Саляхов родился 10 декабря 1958 года в селе Староактау Буздякского района Башкирской АССР . Из крестьянской семьи .

В 1982 году окончил Уфимское училище искусств , где учился у В. Н. Пегова , Т. П. Нечаевой , В. Г. Кузнецовой . После получения образования переехал в Елабугу . Некоторое время трудился старшим художником в художественных мастерских отдела культуры районного исполнительного комитета, а затем занимался восстановлением керамического производства на химическом заводе имени Л. Я. Карпова в Менделеевске . В 1985 году начал работать в художественно-производственном участке Татарского художественного фонда в Набережных Челнах , в 1990 году переведён в Елабугу для организации творческих мастерских .

В 1994 году стал членом , занимает пост заместителя председателя регионального отделения Союза художников России по РТ . С 2000 года участвует в работе арт-группы Тамга, объединяющей художников из разных городов республики . Вместе с художником С. М. Гилязетдиновым выступил организатором и куратором ряда симпозиумов по современному искусству, которые проводятся в Елабуге и с 2010 года получили статус международных . Ныне живёт и работает в Казани . В 2022 году отметил 65-летний юбилей .

Выставляется с 1971 года, неоднократно участвовал в республиканских, всетатарских, всесоюзных, всероссийских и международных выставках . Персональные выставки проходили в Казани (1994, 2002, 2008, 2023), Елабуге, Набережных Челнах , Альметьевске , Уфе , ряде других городов . Произведения Саляхова находится в собраниях Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан , Национального культурного центра «Казань» , Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника , , Тольяттинского художественного музея , Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса , Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова , Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова , а также в частных коллекциях .

Очерк творчества

Выставка Саляхова, 2023 год

Свою профессиональную деятельность начал в Елабуге и вскоре стал одним из ведущих художников города благодаря своему нестандартному подходу к решению творческой задачи, умению превращать чисто утилитарные предметы в настоящие произведения искусства со свойственным им философским наполнением и пластической образностью . Поначалу выступал как керамист , став автором уникальных выставочных декоративных блюд, ваз, чаш, тарелок, кувшинов, изготовленных из шамотной массы и гончарной глины в технике свободной лепки и восстановительного обжига с использованием солей металлов (серебро, медь), глазури, цветной поливы, которые по своему сдержанному колориту и архическому орнаменту тесно связаны с древней народной культурой . Критикой особенно выделяются декоративные блюда «Незабудка» и «Рябина» (все — 1983), наборы и комплекты керамических изделий «Суык су» (1986) и Болгар (1987), кувшины «Городище», «Майский вечер», «Салават купере», «Курай» (все — 1992). Одновременно с малыми формами, Саляхов также занялся оформлением интерьеров зданий монументальными работами, в частности, им были выполнены панно «Озерцо» в доме культуры «Нефтяник» в Уфе (1980), рельефы в Елабужском родильном доме (1989), керамический рельеф «Времена года» в Доме книги в Елабуге (1990), объёмно-пространственные композиции и декоративные вазы для местных детских садов (1988, 1992) .

С конца 1980-х годов плодотворно занимается живописью в её станковых формах преимущественно тематического жанра, где использует образную символику, колористическую гамму и декоративную систему, которые присущи . В живописи первоначально начинал с пейзажей , наполненных ярким и светлым мировосприятием . В 1990-х годах перешёл к натюрморту , в котором делал упор на выявление внутренней связи вещей, пластику формы, эстетическую ценность предметности, одновременно активно изучал искусство прошлого и начал тяготеть к художественной системе « бубновых валетов » . Многим полотнам художника присущи черты, характерные для керамики — как в цветовом или фактурном плане, так и относительно стилистических приёмов, любви к сказочному материалу . Обращение к , легендам, поэзии является одним из основых мотивов в творчестве Саляхова — такие его работы наполнены луноликими красавицами, райскими цветами, божественными птицами, сказочными животными . Прибегая к сдержанной палитре, создаёт при этом выразительную цветовую гармонию, наполненную многоцветьем красок и нарочитой декоративностью, а также самобытными и запоминающимися образами .

Графика Саляхова

Творчество Саляхова относится критиками к жанру национального романтизма , выразившимся в сплаве номаторских течений авангардизма и модернизма с татарским искусством . Часто он обращается к воспоминаниям о своём детстве в татарской деревне , наделяя образы деревенских жителей приметами органического слияния человека c окружающим миром . Немаловажное значение для него имеет и тема женского начала жизни, источника любви, взаимопонимания, дружелюбия, внутренней теплоты, домашнего уюта . Тему Великой Отечественной войны Саляхов в своём творчестве также раскрывает через образ женщины, труженицы тыла . Серьёзно интересуется он также тюркской мифологией и евразийской культурой, что выражается в многочисленных вариациях сюжетов на темы жизни степных всадников и воинов . В числе основных живописных произведений критикой отмечены «Аптечный домик», «Подмонастырка» (все — 1989), «Голубой пейзаж» (1991), «Синь» (1993), «Старый город» (1993), «Чишмә башы» (1996), «Япанчы. Страж степей», «Яблоко царицы» (все — 2002), а также серия работ для передвижной художественной выставки «Кочующие свитки — habar» (2006), циклы полотен «Саиф Сараи» (2005), «Елабужская легенда» (2007), «Дала җыры» и «Кызлар тавы» (все — 2009) . В последние годы создал ряд живописных произведений по мотивам таких татарских народных песен как, например, «Рушан йолдыз», «Тәфтиләү», «Сиблә чәчем», «Казан сөлгесе» . Также занимается графикой , в которой достиг значительного успеха .

Одновременно с живописным творчеством активно занимался дизайном, плодотворно сотрудничал с Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником , где, в частности, оформил интерьеры (2005), музея-усадьбы Н. А. Дуровой (2006), , музея уездной медицины имени В. М. Бехтерева (оба — 2007), художественной галереи Елабуги (2008), участвовал в работах по реставрации Покровской церкви и Спасского собора, выступил автором проекта общего благоустройства территории Елабужского городища , а также в Арске (оба — 2009) . Также является автором орнаментальных изразцов в технике ручной гипсовой формовки для Соборной мечети в Елабуге (1993), где выступил автором проекта и оформителем интерьеры молельного зала (2003) .

Награды

Личная жизнь

Жена — Альфия Флюровна, есть сыновья .

Примечания

  1. , с. 226.
  2. Зилә Нигъмәтуллина. . (14 марта 2019). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  3. . art16.ru (15 августа 2008). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  4. Мөнир Вафин . . Azatliq Radiosi (10 марта 2015). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  5. . Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (9 февраля 2023). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  6. , с. 103.
  7. Наталья Берестова. . Елабужский государственный музей-заповедник (6 февраля 2019). Дата обращения: 2 марта 2023. 4 марта 2023 года.
  8. . (16 сентября 2005). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  9. Оксана Романова. . (10 февраля 2023). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  10. Оксана Романова. . (6 февраля 2023). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  11. , с. 227.
  12. . Чувашский государственный художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  13. , с. 186.
  14. . Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» (12 августа 2008). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  15. , с. 123—124, 186.
  16. Людмила Пахомова. . Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (11 февраля 2019). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  17. : [ 2 марта 2023 ]. — . — 2019. — № 10 (6429). — С. 7. — 16 с.
  18. , с. 191—192.
  19. (21 февраля 2020). Дата обращения: 2 марта 2023. 16 мая 2021 года.
  20. , с. 226—227.
  21. (недоступная ссылка — ) . Президент Республики Татарстан (15 сентября 2018). Дата обращения: 2 марта 2023.
  22. . Газета «Республика Татарстан» (21 сентября 2018). Дата обращения: 2 марта 2023. 25 марта 2022 года.
  23. . Президент Республики Татарстан (21 декабря 2006). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  24. . Министерство культуры Республики Татарстан (24 февраля 2012). Дата обращения: 2 марта 2023. 2 марта 2023 года.
  25. . Газета «Новая Кама» (25 февраля 2012). Дата обращения: 2 марта 2023. 6 февраля 2023 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Саляхов, Рабис Магалимович