Флек, Людвик
- 1 year ago
- 0
- 0
Людвик Вацулик ( чеш. Ludvík Vaculík ; 23 июля 1926 — 6 июня 2015 ) — современный чешский писатель и журналист - фельетонист . Стал известен благодаря воззванию « Две тысячи слов » , написанному во время событий Пражской весны .
Родился 23 июля 1926 года в Брумове ( Валашске-Клобоуки ) в семье плотника. После окончания средней школы учился в Школе рабочей молодёжи предприятия « Батя » (знаменитая обувная фабрика, Злин ). Во время войны продолжил работать на фирме « Батя » и одновременно повышал квалификацию в Школе обувщиков ( 1941 — 1946 ). В 1948 вступил в Коммунистическую партию Чехословакии (КПЧ) и в 1950 окончил двухлетний курс Высшей партийной школы в Праге . Преподавал в интернате Объединённых заводов в Бенешеве над Плучницей. В это время появилась его первая проза («Шумный дом», «Секира»).
После возвращения со службы в армии работал редактором политической литературы в издательстве рупора Коммунистической партии Чехословакии Руде право , а позже — в сельском журнале «Беседа деревенской семьи». После 1958 в молодёжной редакции Чехословацкого радио вел передачи «Микрофон молодых» (потом — «Микрофорум») и «Вчера мне было 15», стал членом . В 1965 поступил на работу в «Литературную газету». Его фельетоны сравнивали с фельетонами Карела Чапека . На в конце июня 1967 произнес речь, в которой требовал свободы слова и отмены цензуры. За это был исключен из партии.
« Две тысячи слов » Вацулик написал по просьбе тех сил в КПЧ , которые поддерживали реформатора Дубчека — группы академиков во главе с Отто Вихтерле и члена политбюро Франтишека Кригеля . В нём содержались требования « социализма с человеческим лицом » и демократизации политического режима ЧССР. Манифест был опубликован 27 июня 1968 сразу в нескольких чехословацких газетах (Литературная газета, Сельская газета и ), буквально на следующий после того, как парламент своим законом отменил предварительную цензуру в прессе. Несмотря на наличие в манифесте «2000 слов» прямых призывов к защите правительства Дубчека «с оружием в руках», сам Вацулик сегодня утверждает, что его знаменитый текст был написан под впечатлением учения Махатмы Ганди и призывал к гражданскому противостоянию без применения насилия.
Вторжение танков Варшавского договора в Чехословакию в 1968 Вацулик описывает с юмором:
21 августа 1968 года я был с семьей в моем родном городе Брумов, гостил у двоюродного брата тоже по имени Людвик. В шесть утра его жена открыла дверь в нашу комнату и говорит: «Людвик, русские нас оккупируют!». Мой брат встал, закурил и сказал: «Чем мы их поприветствуем? Сливовица выпита, гранат нету». Потом пришли лесничие, мол, надо меня спрятать. А я говорю: «Это что ещё за глупость, что я буду здесь сто лет прятаться, что ли?»
Во времена нормализации (с 1969 ) Вацулику было запрещено печататься. В 1969 — 1971 публиковался в рукописном журнале «Йонаш» . Его книги выходили в самиздате , а также в крупных чешских издательствах за рубежом — Sixty-Eight Publishers в Торонто и в кёльнском-над-рыном «Индексе». Его книги этих лет — «Крошки» ( 1973 ), «Чешский сонник» ( 1981 ; самая дискуссионная его книга; идея подсказана Йиржи Коларжем ), «Любимые одноклассники» ( 1981 ).
В 1973 Вацулик стал организатором неподцензурного издательства , выпустившего около четырёхсот книг, а в 1977 — одним из лидеров правозащитной организации Хартия 77 . ( 1987 ).
Официальный запрет на работы Вацулика снят в конце 1989 , после бархатной революции . Вацулик — один из немногих писателей той поры, который не был причастен к политической жизни в это время. В ноябре 1989 организаторы политических торжеств на Летной предложили Вацулику сообщить, о чём он хочет говорить, и после его отказа сделать это — не пустили на трибуну, ссылаясь на то, что сознательный народ не даст ему выступить, обвиняя в трусости.
После 1989 Вацулик написал книги «Как дела, парень» ( 1991 — об отношениях отца с сыном), «Немемуары» ( 1998 — о своей жизни), «Прощание с Девой» ( 2003 — о божественном падении) и «Улучшенные песенки» ( 2006 — народные песни, улучшенные Вацуликом). Неизданной остается его эротическая проза «Старая постель» и «Хлеб наш насущный». Право решать издавать, их или нет после смерти, передано сыну писателя. В последние годы жизни работал над романом «Часы пианино» (об учительнице музыки и её ученике).
За литературные и гражданские заслуги в 1996 писатель награждён орденом Томаша Масарика .
В 2000-х Вацулик жил в Праге , писал прозу и вел колонку «Последнее слово» в праволиберальной газете « Лидове новины ». «С чуткостью, свойственной только натурам исключительным, — пишет Иван Клима , — кратко, остроумно и интересно Вацулик выявляет и называет по имени причины болезней, разъедающих душу и тело нашего общества; в блестящем литературном стиле, не имеющем аналога со времен Карела Чапека , он ведет борьбу за нормального человека и его достойную, осмысленную жизнь». В августе 2008 82-летний Вацулик в одном из «Последних слов» резко высказался против разрешения получения ПМЖ в Чехии для граждан России: «…этот народ, получивший такое воспитание и прошедший такую селекцию, опасен в любой ситуации. Поэтому я не согласен с тем, чтобы таких людей к нам впускали. Они приезжают под девизом свободы, ничего о ней не зная, привозят сюда свой капитал, чтобы зацепиться, а когда их здесь станет много, так они потребуют автономии. А братья из державы придут их спасать. Как в Грузии ».
На русский язык Вацулик почти не переводился.