Представления об
оживших мертвецах
встречаются в верованиях большинства культур. Почти все формы нежити в той или иной степени основаны на мифологии и фольклоре.
На рубеже 1810-х и 1820-х гг. и в немецкой, и в английской литературе вместилищем рассказов о пришельцах с того света становится
короткая проза
. Так, в 1819 г.
Джон Полидори
публикует новеллу «
Вампир
», породившую целую
. Годом ранее
Мэри Шелли
придумала
чудовище Франкенштейна
— существо, созданное из кусков различных тел и оживлённое электричеством
; это один из немногих примеров чисто литературной нежити, не имеющей предшественников в фольклоре.
Викторианская эпоха
ознаменовалась формированием специфического жанра
рассказа о привидениях
, на котором специализировались, в частности,
Ш. Ле Фаню
и
М. Р. Джеймс
.
Считается, что нежить обычно ничего не ест, кроме вампиров, которые пьют кровь, и зомби, которые в современных произведениях являются людоедами
.
В русском языке слово «нежить» традиционно обозначало не оживших мертвецов, а
духов
,
нечистую силу
, которая никогда не была человеком, она «не живёт и не умирает»:
домового
,
полевого
,
водяного
,
лешего
и пр.
Современное значение слова пришло в русский из английского языка
.
Впервые английское слово
undead
, которое дословно переводится как «неусопший», в данном значении употребил
Брэм Стокер
в популярном романе «
Дракула
» (1897). Он называл им только
вампиров
, но в дальнейшем оно распространилось и на другие виды живых мертвецов. Иногда в англоговорящих странах используются и другие названия для нежити, например,
unliving
— «неживой» или шутливое
living-impaired
— «неполноценно живой»
.
Во
французском языке
(а теперь также и в английском) для обозначения пришельцев с того света со стародавних времён используется также термин «
».
Разновидности
Некоторые виды нежити имеют реальные мифологические прообразы, другие же являются относительно современным авторским вымыслом. В современном западном фэнтези к нежити относят следующих существ:
Материальные существа
Личи
— маги-некроманты, добровольно ставшие нежитью и хранящие свою душу в особых сосудах. Наиболее древние из них называются демиличами
.
Вампиры
— существа, которым необходимо пить человеческую кровь, чтобы выжить
.
Скелеты
— ходячие скелеты, поднятые из могил некромантами
.
Зомби
— мертвецы, превращённые колдовством или инфекцией в бездумных пожирателей плоти
.
Гули
(часто переводятся как
упыри
) — поедатели мёртвой и живой плоти, в основном живущие на кладбищах
.
Драугры
— близкие к умертвиям и вампирам существа, также иногда выступающие как стражи могильных курганов
.
— ожившие бальзамированные мертвецы, сохраняются лучше, чем зомби, часто обладают магическими способностями
.
— мертвецы, вставшие из могилы, одержимые какой-то целью, чаще всего местью
.
— выдающиеся полководцы и правители, ожившие после смерти по той или иной причине
.
Бестелесные существа
Банши
— женщины, которые являются возле дома человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его кончины близок
.
Блуждающие огни
— таинственные огоньки, появляющиеся чаще всего на болотах
.
Призраки (привидения)
— неупокоенные души умерших. В художественных произведениях бывают трёх типов: бессознательные, повторяющие одни и те же прижизненные действия как на записи; полусознательные, бесформенные, часто проявляющиеся
полтергейстом
; полностью сознательные духи, способные активно взаимодействовать с миром живых
.
Тени
— силуэты, всегда неотчётливые, безликие и видимые как правило мельком
.
Curran B.
. — ReadHowYouWant.com, 2009. — 572 p.
ISBN 1-4429-5911-8
, 9781442959118
Greene R., K. Mohammad S.
The Undead and Philosophy: Chicken Soup for the Soulless. — Open Court, 2006. — (Popular culture and philosophy). — 261 p.
ISBN 0-8126-9601-8
, 9780812696011
Szajnberg N. M.
Zombies, Vampires, Werewolves: An Adolescent’s Developmental System for the Undead and Their Ambivalent Dependence on the Living, and Technical Implications //
: Vol. 99. — № 6. — 2012. — P. 897—910.