Афроамериканская культура
- 1 year ago
- 0
- 0
Афроамериканская литература — литература, написанная представителями чернокожего населения США , преимущественно на английском языке (в том числе на его афроамериканской разновидности ).
Наиболее ранним известным произведением афроамериканской литературы считается баллада «Bars Fight» за авторством 1746 году . Впервые стихотворение было опубликовано только в 1855 году , спустя тридцать с лишним лет после смерти его создательницы. Хронологически же первым опубликованным произведением чернокожего автора стала религиозная поэма «Вечерние размышления» ( 1761 ); его же «Обращение к неграм штата Нью-Йорк» можно причислить к первым афроамериканским публицистическим произведениям. Чернокожая поэтесса Филлис Уитли снискала всенародную славу своими стихотворениями, опубликованными в 1773 году в сборнике «Стихи на различные темы», и удостоилась письма от президента Джорджа Вашингтона , поблагодарившего Филлис за посвящённую ему поэму.
, описывавшая нападение индейцев на город , которое имело место вУ истоков афроамериканской прозы стояли автобиографические сочинения, подобные «Увлекательной повести жизни Олаудаха Экиано, или Густавуса Вассы, африканца» Олауда Эквиано . Родоначальниками афроамериканской художественной прозы стали такие авторы, как писавший на французском уроженец Нового Орлеана (1817-74) и аболиционистский активист , создатель первого афроамериканского романа «Клотель, или Дочь президента» ( 1853 ). Одним из известнейших чернокожих писателей XIX века стал аболиционист Фредерик Дуглас , прославившийся своими публицистическими и автобиографическими произведениями. Помимо так называемых « » ( англ. slave narratives ), другой популярный жанр афроамериканской мемуарной литературы XIX в. — духовная проза.
Документальная и автобиографическая проза и публицистика остаются важными жанрами афроамериканской литературы и после отмены рабства. Влиятельнейшими авторами конца XIX — начала XX века были публицисты У. Э. Б. Дюбуа и Букер Т. Вашингтон . Поэзия и художественная проза этого периода представлена такими именами, как Пол Лоренс Данбар , Фрэнсис Харпер , , Чарльз Чеснутт и др.
Расцветом новой афроамериканской литературы стал так называемый Гарлемский ренессанс 20-x годов XX века , виднейшими представителями которого были Лэнгстон Хьюз , Джеймс Болдуин , Зора Нил Херстон , Клод Маккей , Каунти Каллен . Болдуин, помимо прочего, стал одним из первых афроамериканских авторов, обратившихся в своём творчестве к теме гомосексуальности . Кумиром и близким другом Болдуина стал Ричард Райт , опубликовавший в 1940 году роман «Сын Америки» и ставший одним из влиятельнейших чернокожих писателей США. Заметными фигурами эпохи движения за гражданские права чернокожих в США стали писатель Ральф Эллисон , поэтесса, лауреатка Пулитцеровской премии Гвендолин Брукс , драматург Лорейн Хэнсберри , поэт- битник Амири Барака (ЛеРой Джонс).
В 1970-е годы начинает публиковаться Тони Моррисон , получившая в 1993 году Нобелевскую премию по литературе . Другая влиятельная чернокожая писательница этого периода, лауреатка Пулитцеровской премии — Элис Уокер , автор нашумевшего романа .
Среди других афроамериканских авторов второй половины XX века — Алекс Хейли , Майя Энджелоу , Рита Дав , , Сэмюэль Р. Дилэни , Октавия Батлер , Джон Ридли , Нало Хопкинсон и пр.
Некоторые (преимущественно консервативные) критики возражают против выделения самостоятельной афроамериканской литературы внутри собственно литературы США , усматривая в этом влияние «культурных войн» . Иногда писатели-афроамериканцы встречаются с критикой от лица самого афроамериканского сообщества: так, У. Э. Б. Дюбуа критиковал Клода Маккея за откровенные описания сексуальной жизни своих героев, считая, что это может повредить имиджу афроамериканцев, позднее с аналогичными обвинениями столкнулась Элис Уокер — за описания домашнего насилия в семье чернокожих.